БИОГРАФИЯ  ––––  ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ  –––    СТАТЬИ И РАССКАЗЫ  –––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

 

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)

 

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В период блокады находился в Ленинграде, затем в эвакуации в Вологде. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института.

Как раз в эти годы Р. Ф., как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтобы включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещённой в СССР музыкой. Участвовал в организации подпольного клуба любителей рок-н-ролла в 1957 г. Однако у Р. Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами – и он ещё начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского. За что поимел несколько приводов в милицию и удостоился фельетонов в прессе.

Второй страстью Р. Ф. были городской романс и блатная песня. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным, и сделал первые записи таких песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссёром из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным, устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Конечно, Советская власть долго терпеть это не могла, и в 1965 году Р. Ф. зарабатывает срок "за подделку документов". Два года он провел на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность. Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе – А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублёв. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "В Одессе я родился", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой знаменитый магнитиздатовский проект – написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р. Ф. написал для Северного ещё несколько сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под профессиональный ансамбль. К этому времени Р. Ф. сочинил уже немало песен-стилизаций, которые после исполнения Северным сразу становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз распался...

В конце 70-х Р. Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне". С "Россиянами" было затеяно скандальное мероприятие – рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р. Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение Советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором – срок или эмиграция, Р. Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьёв), 18 июня 1979 года по израильской визе покинул СССР...

Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет", которая ещё с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные: самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), диски В. Высоцкого, а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил – он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал всемирно известен после исполнения её М. Шуфутинским. В этих же газетах Р. С. опубликовал много статей по истории музыки и магнитиздата. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь – с его подачи  на государственной советской фирме грамзаписи "Мелодия" был выпущен диск А. Северного.

В Нью-Йорке Р. С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный эпатажный проект – Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р. С. К сожалению, этот проект вскоре прекратился. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один альбом – Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р. С. тоже не забывает. Другие проекты, в которых Р. С. принимал участие: "Gogol Bordello" и "Black Mama", – панк-рок; и "Moogie-doogie" – в стиле "jackson-fay".

В течение последнего десятилетия Р. С. много времени проводил в Питере – городе, где когда-то всё начиналось. За это время принял участие в съемках нескольких документальных фильмов: "Когда мы вернёмся" (Дм. Завильгельский, 2005 г.), "Музыка "на рёбрах" (Игорь Морозов, 2007 г.), "Аркадий Северный. Человек, которого не было" (Максим Катушкин, 2008 г.). Сотрудничал с петербургской Ассоциацией представителей малого и среднего бизнеса, и готовил проект по организации теле-радиоканала "Контркультура". В конце 2010 года увидела свет книга Р. Фукса "Песни на «рёбрах». Высоцкий, Северный, Пресли и другие" (изд. "Деком").

В 2016 году Рудольфом Фуксом в Санкт-Петербурге открыт музей грамзаписи.

 


(ɔ) FREE !

 


(ɔ) Р. И. Фукс 2003-2018