ЖАНРЫ, СТИЛИ И ШАНСОН

(О современных жанрово-стилевых предпочтениях в русскоязычном песенном искусстве)

ИВАНОВ А.А., социолог / Санкт-Петербург
alivan@voxru.net

СОЛДАТОВ В.М., искусствовед / Москва
maximychS@mail.ru

В последние 15-17 лет по мере выхода из культурного "подполья" русскоязычного городского песенного фольклора и наработки новых, авторских песен подобной направленности интерес к этому творческому течению в песенном искусстве возрастал и принял лавинообразный характер. Поскольку такие песни не имели прежде своего общего названия (слово "блатняк" отражало лишь часть их), за ними исторически закрепилось словосочетание "русский шансон". Его основные черты – сюжетность песен; тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей; мелодичность; использование в стихах стилистики разговорной речи с её оборотами и жаргонизмами; подчинённость музыкального сопровождения содержанию песен; непоставленные академически и даже непевческие голоса "людей из народа", поющих душой и сердцем - делают его, наряду с песнями бардовского и эстрадных течений в песенном искусстве, одним из самых демократичных слоёв нашей песенной культуры. Русский шансон звучит и поётся повсюду: в городских дворах и сельских клубах, у музыкальных киосков и на рынках, у костров и на привалах, в домашних компаниях, в ресторанах и VIP-заведениях, в личных авто и общественном транспорте, в далёкой эмиграции и местах "не столь отдалённых". Русский шансон занял своё место в радиоэфире, в музыкально-издательском бизнесе и на эстрадных подмостках, появились книжные и нотные издания. 19 марта 2004 года в Государственном кремлёвском дворце состоялась уже третья по счёту церемония вручения премий "Шансон года".
Естественно, повышенный интерес любителей песенного искусства к русскому шансону вызвал желание представителей иных творческих установок и "тусовок" влиться в модное творческое течение. Словосочетание "русский шансон" (или просто "шансон") приобрело характер загадочности. Для одних он узко ассоциируется с "блатняком" - жанровой группой, включающей дворовые и уличные хулиганские песни, босяцкие и воровские песни, неполитическую тюремную лирику. Для других, напротив, означает содержательные песни широкой палитры песенных стилей и жанров (некоторые даже считают, что "блатняк" не входит в формат русского шансона); есть и промежуточные представления о "собственно русском шансоне", а также альтернативные подходы.
Для изучения склонности массового любителя песенного искусства к русскому шансону, его предпочтений в области песенных жанров, стилей и типов аранжировок, а также понимания им границ русского шансона нами было проведено социологическое исследование среди подписчиков службы почтовых интернет-рассылок Subscribe.Ru посредством специального сервиса онлайн-опросов “Глас Рунета”. Попутно мы выявили различия в дорожных песенных предпочтениях водителей (как категории твёрдых приверженцев русского шансона) и пассажиров общественного транспорта.
В наше время имеет место бум песенного творчества, и песенные предпочтения могут заметно меняться в течение даже полугода. Применённый нами метод онлайн-опроса позволил провести исследование моментально - в течение одной недели (с 3 по 10 марта 2004 года). В опросе приняли участие 7030 респондентов, которые относятся к наиболее активной части пользователей Рунета. Полученные результаты были перевзвешены, исходя из социально-демографических характеристик всей аудитории Subscribe.ru, а это около 2,5 млн. человек (персональные данные из них представили более 1 млн. человек, образующих WEB-панель, которая позволяет получать выборки, репрезентативные в отношении аудитории Subscribe.ru). Таким образом, результаты исследования репрезентативны для всей аудитории Subscribe.ru; погрешность выборки не превышает 2% (при доверительной вероятности 95%). Кроме того, результаты исследования могут быть экстраполированы на активную часть российской интернет-аудитории, т.е. на 5-6 млн. пользователей. (В выборках, получаемых на основе WEB-панели Subscribe.ru, представлена, главным образом, суточная и недельная российская интернет-аудитория).
В основу анкеты, включающей семь вопросов, были положены классификации песенных стилей и жанров, составленные В.М.Солдатовым на основе общеискусствоведческого анализа, скорректированные с учётом конкретных задач этого опроса, а также различного опыта проведения других подобных опросов. Так, в апреле 2002 года на интернет-ресурсе “Глас Рунета” на вопрос "Какую музыку предпочитаете?" ответили 4556 респондентов (допускался множественный выбор ответа). Тогда на первых местах оказались: рок-музыка - 14,1%, классика - 10,9%, авторская песня (барды) - 9,9%, поп-музыка - 8,3%, инструментальная музыка - 8,2%, блюзы - 7,9%, диско - 7,0%, джаз - 5,9%, металл - 5,1% от общего числа ответивших. К сожалению, шансон среди возможных ответов не выделялся. Однако, вероятно, что некоторые любители шансона могли отметить его в качестве авторской песни. Похожий опрос был проведён в мае 2002 года на сайте Germany.ru (http://www.germany.ru/) среди русскоязычных эмигрантов. На вопрос "Какую музыку Вы слушаете?" ответили 1163 респондента (предлагался альтернативный выбор ответа). Предпочтения распределились следующим образом: рок - 11,5%, поп - 6,0%, русский рок - 13,9%, русский поп - 12,4%, русских бардов - 3,2%, рэв и техно - 9,1%, рэп и хип-хоп - 7,5%, шансон - 6,2%, классику - 5,7%, металл - 3,7%, джаз - 3,1%. Нетрудно увидеть, что в ответах на поставленные вопросы респонденты не делали различий между музыкой и песенным искусством (действовали общие названия творческих течений), а также, за небольшим исключением, не сосредотачивались на отечественном творчестве. Поэтому доля шансона - 6,2%, хоть и немалая, не может быть однозначно трактована (Здесь весь мировой шансон или только русский? В какой степени романсный, бардовский, эстрадный стили песнопений включены в понятие "шансон"? и т.д.).
С учётом вышеизложенного была сформулирована рабочая гипотеза нашего исследования: “Русский шансон находится в полосе высоких предпочтений, и хотя твёрдого понимания границ этого творческого течения в отечественном песенном искусстве ещё нет, проявляется тенденция в пользу понимания русского шансона не как узкоблатной песни и не как содержательной песни многих творческих течений, а как русскоязычного городского песенного фольклора и авторских песен, ориентированных на эту разновидность фольклора”.

Портрет аудитории оказался таков:

Пол * Возраст (в % от числа всех ответивших)

 

Возраст

До 18 лет

18-25 лет

26-35 лет

36-45 лет

Старше 46 лет

Всего:

ПОЛ

Мужской

1,8%

16,5%

26,4%

13,1%

9,7%

67,5%

Женский

0,9%

12,1%

13,2%

4,8%

1,6%

32,5%

Всего:

2,7%

28,6%

39,6%

17,8%

11,2%

100,0%

Социальное положение * Образование (в % от числа всех ответивших)

 

Образование

Начальное и неполное среднее

Среднее и средне-специальное

Незаконч. высшее

Высшее

Всего:

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Предприниматель/ директор

0,1%

0,8%

0,4%

3,8%

5,1%

Ведущий специалист/рук. подразделения

--

1,5%

2,2%

20,0%

23,6%

Специалист, ИТР

0,5%

3,9%

6,7%

30,8%

41,9%

Гос.служащий/воен.служащий

--

0,8%

0,4%

2,9%

4,1%

Учащийся

1,9%

4,4%

11,1%

0,7%

18,1%

Прочие

0,2%

1,5%

1,6%

4,1%

7,3%

Всего:

2,7%

12,9%

22,3%

62,2%

100,0%

Социальное положение * Доход на члена семьи (в % от числа всех ответивших)

 

Доход на члена семьи

Ниже среднего
(200$ и менее)

Средний
(от $201 до $500)

Выше среднего
($501 и более)

Всего:

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Предприниматель/директор

0,7%

3,3%

1,1%

5,1%

Ведущий специалист/рук. подразделения

4,1%

16,3%

3,3%

23,6%

Специалист, ИТР

8,4%

30,1%

3,4%

41,9%

Гос. служащий/воен. служ.

1,4%

2,4%

0,2%

4,1%

Учащийся

3,6%

13,1%

1,4%

18,1%

Прочие

2,6%

4,2%

0,5%

7,3%

Всего:

20,7%

69,4%

9,9%

100,0%

География (в % от числа всех ответивших)

 

Доля

Москва

20,7%

Санкт-Петербург

8,4%

Россия (прочие)

53,5%

Зарубежье

17,4%

Всего:

100,0%

Результаты ответов на первый и второй вопросы анкеты показали, что русско- и англоязычные песни лирического и танцевального характера пользуются наибольшей популярностью у населения Рунета. Высок также интерес к франкоязычным песням, к песням судьбоносного характера и к шуточным песням.

Песни на каких языках Вы предпочитаете слушать? (отметьте не более трёх позиций)
Всего ответили 7030 человек (16948 ответов).

Русскоязычные

84,7%

Англоязычные

74,8%

Франкоязычные

26,3%

Италоязычные

15,2%

Германоязычные

10,3%

Испано- и португалоязычные

9,9%

На других языках

29,7%

Песни каких жанров Вы предпочитаете слушать? (отметьте не более пяти жанров)

Всего ответили 7030 человек (27735 ответов).

Песни о любви и верности

53,5%

Песни настроения

48,0%

Танцевальные песни

41,3%

Песни о вере и судьбе

26,6%

Шуточные песни

26,2%

Песни о дружбе и братстве

25,1%

Песни странствий (туристические)

17,6%

Школьные и студенческие песни

16,3%

Военные песни

15,3%

Песни о местах и городах

12,3%

Дворовые песни

12,3%

Детские песни

10,8%

Застольно-ресторанные песни

10,7%

Уличные (хулиганские) песни

10,4%

Других жанров

60,8%

Примечание: В искусствоведении жанры принято определять по содержанию произведений искусства, то есть в нашем случае - по тому, О ЧЁМ поётся в песнях. Здесь основание классификации - сферы человеческой жизнедеятельности и соответствующие им сферы бытования песен. Предложенный нами перечень песенных жанров вызвал наибольший внутренний протест у респондентов. Однако 68% респондентов, отметивших “другие жанры” - это главным образом те, кто не видит различий между музыкой и песенным искусством, между стилями и жанрами. “Другие жанры” в большинстве своём на поверку оказались той или иной разновидностью рок- и поп-музыки (часто без слов), а также авторской (бардовской, менестрельной) песни. Частично "другие жанры" являются поджанрами названных, например, песни "казачьи" или "о казаках" - это поджанр военных песен.

Озадачивает низкий интерес к социально-значимым и политическим песням - прямое свидетельство гражданского инфантилизма слушателей. Впрочем, не исключено, что песенную социальную иронию и сатиру многие отнесли к шуточным песням - именно эти поджанры социально-политических песен ныне особенно востребованы. Также за чертой массового интереса оказались песни о труде и профессиях - надо думать, результат внедрения ценностных ориентаций, при которых коммерческие и "халявные" доходы ценятся больше, чем трудовые. Пожалуй, только шофёрская профессия, которой посвящено много шансонных песен, не потеряла ореола суровой романтики и общей привлекательности. Отрадно, что слушатели проявляют интерес к песням о дружбе и братстве, военным и детским песням. Как говорится, ещё не всё потеряно... Многие озабочены своими судьбами и ищут через песни о вере и судьбе божественного отклика своим тягостным раздумьям. Большая доля респондентов, предпочитающих слушать песни на неуказанных в анкете языках - характерное явление для многонационального состава населения российских городов (повлияли предпочтения и наших эмигрантов, населяющих Рунет). Русскоязычные песни любят не только русские люди!
Статистический анализ жанровых предпочтений показал, что предпочтения по таким жанрам, как уличные (хулиганские) песни, блатные (воровские) песни, дворовые, босяцкие, застольно-ресторанные, эмигрантские песни и тюремная лирика тесно коррелируют между собой, что позволяет считать их специфичными жанрами одного творческого течения - русского шансона. Вместе с тем, жанр шуточной песни не был отнесен респондентами к этому блоку. Однако, для шансона характерны такие "весёлые" фольклорные песни, как "Лимончики", "Цыплёнок жареный", "Бабка-Любка", "Школа Соломона Пляра", "Новобранцы" и подобные им авторские песни. Поэтому мы считаем, что значительную часть предпочтений жанра "шуточные песни" (около 30% на основании экспертной оценки) всё-таки можно отнести к шансону. Аналогично, около 5% предпочтений жанра “песни о любви и верности” также можно смело отнести к шансону. Если суммировать предпочтения только по этим жанрам, пренебрегая долей русского шансона среди других неспецифичных для него жанров, то выявляется довольно высокая восприимчивость (около 60% из числа всех ответивших) пользователей Рунета к такому творческому явлению, как "русский шансон". Резкое его неприятие выражено лишь в нескольких негативных суждениях респондентов (из более чем 900, дописанных респондентами в открытых вопросах) типа: "шансон - отстой", "шансон - музыка дегенератов и быдла", "что угодно, лишь бы не шансон".

Третий и четвёртый вопросы анкеты касались музыкальных предпочтений в сфере распространённых песенных стилей и возможных аранжировок песенной музыки.

Какие песенные стили Вам нравятся больше других? (отметьте не более пяти стилей)

Всего ответили 7030 человек (26694 ответа).

Стиль лёгкого (мелодического) рока

51,7%

Эстрадно-танцевальный стиль (поп-стиль)

41,9%

Бардовский стиль (авторской песни)

34,1%

Блюзовый стиль (включая ритм-энд-блюз)

28,9%

Латиноамериканский стиль (самба, румба и др.)

26,3%

Стиль тяжёлого хард-рока

24,9%

Электронные стили (транс, техно и т.п.)

24,9%

Романсный песенный стиль (включая цыганский)

18,1%

Кантри, соул, фолк и им подобные стили

17,9%

Эстрадно-академический стиль (высокая эстрада)

17,5%

Стиль панк-рока

15,6%

Эстрадно-шансонный стиль (ресторанный)

13,7%

Рэп-стиль (он же "хип-хоп")

13,5%

Русский народный стиль (исторический)

11,3%

Уличный стиль (городского песенного фольклора)

10,9%

Классический стиль песнопений (ариозный)

8,5%

Стили духовных песнопений

7,9%

Другие стили

12,0%

Примечание: Песенные стили определялись по комплексам стилевых черт поэтики, вокала и музыки в различных творческих течениях песенного искусства (то есть по тому, КАК в синтезе звучат песни). Большинство “других стилей”, дописанных респондентами, оказалось той или иной разновидностью рок- и инструментальной музыки без слов, современной электронной музыки. Около 1% респондентов указали на предпочтение джазовой музыки, рассматривая её как особый песенный стиль, а не музыкальное сопровождение к песням блюзового стиля.

Какие аранжировки к песням Вам нравятся больше других? (отметьте не более трёх вариантов)

Всего ответили 7030 человек (18151 ответ).

Гитарный аккомпанемент

51,6%

Рок-инструментовки

48,1%

Электронные (в том числе компьютерные)

46,4%

Классические (фортепьяно, скрипки и т.д)

43,7%

Эстрадно-джазовые оркестровки

24,1%

С использованием духовых инструментов

15,8%

С использованием народных инструментов

14,0%

Хоровые сопровождения

10,8%

Другие типы

3,8%

Примечание: Данный перечень не основан на строгом классификационном подходе.

Рок- и поп-музыка в различных своих проявлениях соответствуют представлениям слушателей о наилучшем аккомпанементе для пения. Конечно, предпочтение отдается "лёгким" стилям, в том числе и в рок-музыке. В то же время не утрачен интерес к бардовскому стилю исполнения, а гитарный аккомпанемент вообще является ведущим! Приятно отметить, что высокая эстрада и классические аранжировки тоже пользуются спросом (хотя, может быть, это следствие желания респондентов более интеллигентно выглядеть). Сохраняется интерес к латиноамериканским и джазово-блюзовым музыкально-песенным стилям. Как мы предполагаем, у молодёжной аудитории, "прилипшей" к своим телевизорам и персональным компьютерам, проявился высокий уровень предпочитаемости электронных и экзотических западных музыкально-песенных стилей и аранжировок. По аранжировкам в целом отмечается общее предпочтение "живой" инструментальной музыки, сопровождающей песни.
Статистический анализ музыкальных предпочтений показал, что с русским шансоном наиболее ассоциируются романсный, уличный и эстрадно-ресторанный песенные стили. Примерно 43% из числа всех ответивших проявляют склонность к данным стилям. Можно сделать вывод, что небогатый набор специфичных для русского шансона стилей (в отличие от жанров) существенно уменьшает его потенциальную аудиторию. Засилие однообразных караоке-аранжировок, сочиняемых в некоторых шансонных студиях звукозаписи, ещё более подрывает интерес к нему. Это вызывает привлечение неспецифичных для него песенных стилей - эстрадно-академического, ново-бардовского, эстрадно-танцевального, лёгкого мелодического рока и других стилей, вплоть до техно-стиля и рэпа, что рождает большое количество пограничных с собственно русским шансоном новых песен, а также новых исполнений и записей ранее известных песен.
Анализ связи между признаками “количество жанров шансона” и “количество стилей шансона” позволяет рассматривать “количество жанров шансона” в качестве зависимого признака (то есть, выбор хотя бы одного шансонного стиля ведет к предпочтению хотя бы одного из шансонных жанров; максимальному числу предпочитаемых стилей шансона соответствует максимальное число предпочитаемых жанров шансона и наоборот). Среди всех потенциальных любителей шансона 37% выбирают один стиль и один жанр, а 20% один стиль и два жанра. Однако, существенное значение имеет связь не между количествами шансонных стилей и жанров, а между конкретными стилями и жанрами. Например, дворовые, уличные и босяцкие песни предпочитают любители уличного стиля, романсный стиль не сочетается с уличными песнями и сочетается главным образом с эмигрантским и застольно-ресторанным жанрами, блатные песни и тюремная лирика примерно в равных пропорциях сочетаются с уличным и ресторанным стилями.
Выделение тех респондентов, которых по жанрово-стилевым предпочтениям можно отнести к любителям русского шансона, показало, что среди них больше мужчин, чем женщин; лица старше 35 лет и молодёжь до 25 лет более склонны к русскому шансону, чем поколение 26-35-летних; лица с образованием до незаконченного высшего чаще предпочитают шансон, чем лица с более высоким уровнем образования. Среди любителей шансона больше предпринимателей и руководящих работников, чем рядовых специалистов, больше лиц с доходами средними и ниже среднего, а вот среди "прочих" категорий (например, рабочих, мелких служащих, работников сферы услуг, пенсионеров) любителей шансона вдвое больше, чем отрицательно относящихся и равнодушных к нему. Учащиеся интересуются шансоном в значительно меньшей степени, чем песнями других творческих течений. Интересно, что среди госслужащих и военных лиц (хотя эта категория ответивших немногочисленна) ни один респондент не проявил своих симпатий к русскому шансону. Характерно, что среди респондентов, отрицательно относящихся и равнодушных к русскому шансону, никакая категория не преобладает. Эти данные сходны с результатами исследования аудитории радио "Шансон", однако следует учитывать, что в наш опрос включились в основном люди, подолгу проводящие время в Интернете, причём 17,4% респондентов проживают за границей.
Среди специалистов шансона бытует мнение, что любители русского шансона не прочь слушать хард-рок, франкоязычные песни, англоязычное кантри и латиноамериканские песни. В нашем опросе отмечается меньший интерес любителей шансонных жанров/стилей к англоязычным, но больший к романоязычным песням, особенно к испано- и португалоязычным. Уместно напомнить, что типично песенное слово “романс” изначально в России означало песни, написанные на одном из языков романской группы. Словосочетание “русский романс” так же тяжело входило в нашу культуру, как теперь словосочетание “русский шансон”.

По структуре ответов на "транспортные" вопросы можно смело сделать вывод о том, что тишина не является любимым спутником в дороге. Пользователи Рунета хотят в пути слушать лёгкую, бодрящую, не требующую особого сопереживания музыку с песнями. Опрос проводился раздельно для тех, кто водит автомобиль, и тех, кто пользуется общественным транспортом.

Если Вы а)водите автомобиль / б)пользуетесь общественным транспортом, то какие песни предпочитаете слушать в пути: а)с учётом необходимости сосредоточения внимания на дорожной ситуации / б)для поддержания хорошего настроения? (отметьте не более двух позиций)

Всего ответили 7030 человек (10092 и 11200 ответов), в том числе: не водят автомобиль - 45,5%; не пользуются общественным транспортом - 9,7%.

Варианты ответов

Из числа тех, кто...

… водит автомобиль

… пользуется общественным транспортом

Зарубежные песенные записи

41,6%

38,3%

Инструментальную музыку

32,0%

27,9%

Танцевальную эстраду ("попсу")

31,1%

30,4%

Русский шансон

21,8%

13,0%

Другие песни/музыку

14,4%

13,9%

Предпочитаю тишину

14,4%

18,0%

Русскоязычные песни западных стилей

13,6%

13,5%

Высокую эстраду

7,6%

7,6%

Народные песни

3,3%

3,0%

Примечание: В вариантах ответов на "транспортные" вопросы учтены предпочтения, характерные для водителей (по нашим наблюдениям), причём состав возможных ответов принят одинаковым и для водителей, и для пассажиров.

В целом дорожные музыкально-песенные предпочтения водителей и пассажиров приблизительно одинаковы. Это подтверждается ответами тех респондентов, которые и сами водят автомобиль, и общественным транспортом пользуются. Если они предпочитают какие-то песни/музыку, будучи пассажирами, то остаются верны своему выбору, пересаживаясь за руль. Особенно это характерно для лиц, предпочитающих русский шансон: не менее 64% респондентов - любителей шансона при переходе из общественного транспорта в личный автомобиль продолжат слушать предпочтительно русский шансон. Но бросается в глаза одно интересное различие: автомобилисты проявляют большую тягу к русскому шансону, чем пассажиры общественного транспорта. Быть может, секрет в том, что у тех и других совсем не один и тот же шансон: у водителя - "шансон-который-он-желает", а у пассажиров - "шансон-который-желает-водитель", что и приводит к известным конфликтам на городском транспорте, особенно в маршрутках. Поэтому пассажиры более предпочитают тишину, нежели водители (18% против 14,4%) - "уж лучше тишина, чем то, что не нравится".

Ответы на контрольный вопрос, посвящённый специально русскому шансону, показали значительный разброс мнений…

Какие из нижеприведённых песенных записей Вы отнесли бы к русскому шансону?

Всего ответили 7030 человек (30484 ответа)

1. М.Шуфутинский: Таганка

2. М.Шуфутинский: Левый берег Дона

3. М.Шуфутинский, И.Аллегрова: Новогодние сны

4. Пётр Лещенко: Ты едешь пьяная...

5. М.Магомаев: Возвращение романса

6. И.Кобзон: А у нас во дворе...

7. А.Пугачёва: Мэри

8. А.Пугачёва: Настоящий полковник

9. В.Высоцкий: Лирическая

10. В.Высоцкий: Милицейский протокол

11. В.Высоцкий: Братские могилы

12. В.Добрынин: Ах, какая женщина!

13. А.Новиков: Вези меня, извозчик!

14. А.Новиков: Девочка из лета

15. "Золотое кольцо": Виновата ли я?

16. И.Богушевская: Рио-рита

17. Ю.Лоза: Мой плот

18. В.Цыганова: Калина красная

19. В.Цыганова: Андреевский флаг

20. Ю.Антонов: Нет прекрасней

21. А.Розенбаум: Нинка, как картинка

22. А.Розенбаум: Есаул молоденький

23. А.Розенбаум: Вальс-бостон

24. О.Газманов: Ясные дни

25. Л.Успенская: Горький шоколад

26. М.Круг: Владимирский централ

- Затрудняюсь ответить

Примечание: Песенные записи отбирались для тестирования респондентов таким образом, чтобы они поняли необходимость разграничения песен по жанрово-стилевым характеристикам, а не по исполнителям или другим критериям. Наша контрольная установка при этом была такова: песни 1, 10, 13, 21, 26 - "БЛАТНЯК"; песни 3, 5, 7, 15, 16, 19, 20, 24 - "НЕШАНСОН"; остальные - ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ. Респонденты, отнесшие к русскому шансону не только "блатняк", но и часть промежуточных песен (не менее двух - "Калина красная" и ещё хотя бы одну) - это сторонники СОБСТВЕННОГО определения шансона. Респонденты, отнесшие к русскому шансону хотя бы одну из песен "нешансона" – сторонники РАСШИРИТЕЛЬНОЙ его трактовки. Тесно связаны с традициями русскоязычного городского песенного фольклора (включая блатной) песни 1, 4, 6, 8, 10, 13, 18, 21, 26.

Анализ ответов на этот контрольный вопрос (не учитывающий априори предложенного нами деления на “блатняк”, “нешансон” и “промежуточные песни”) указывает на наличие как минимум шести групп, по которым респонденты распределили предложенные песенные записи. Очевидно, что при этом участники опроса ориентировались не только (даже не столько) на жанры и стили самих песен, но и на имена исполнителей. 23% респондентов признались в отсутствии определенного мнения по данному вопросу. Позицию “затрудняюсь ответить” логично интерпретировать как незнание жанрово-стилевых особенностей шансона и/или неприятие шансона. Это предположение в дальнейшем анализе подтвердилось тем, что данная группа не приветствует жанры и стили шансона. Из числа же тех, кто определился в своём понимании русского шансона, рассматривают его как:

"Блатняк" в характерном исполнении (24,4% из числа всех ответов)

М.Круг: Владимирский централ

66,8%

М.Шуфутинский: Таганка

63,6%

"Блатняк" в нехарактерном исполнении (18,4% из числа всех ответов)

А.Новиков: Вези меня, извозчик!

38,2%

А.Розенбаум: Нинка, как картинка

36,3%

В.Высоцкий: Милицейский протокол

23,5%

Исполнители, олицетворяющие русский шансон без "блатняка" (17,1% из числа всех ответов)

А.Розенбаум: Вальс-бостон

34,7%

А.Розенбаум: Есаул молоденький

22,5%

В.Высоцкий: Лирическая

18,0%

В.Высоцкий: Братские могилы

16,1%

Исполнители "блатняка" с нехарактерными для них песнями (13,2% из числа всех ответов)

М.Шуфутинский: Левый берег Дона

32,2%

А.Новиков: Девочка из лета

22,3%

М.Шуфутинский, И.Аллегрова: Новогодние сны

16,1%

Таким образом, большая часть (не менее 60%) слушателей определяет русский шансон, увязывая его жанрово-стилистические особенности с исполнителями, репертуар которых характерен (является как бы “визитной карточкой”) для этого творческого течения. Оставшиеся песенные записи респонденты поделили, исходя преимущественно из жанрово-стилистических особенностей без учета имён исполнителей, в равной пропорции на те, которые можно отнести к русскому шансону, и те, которые, как говорится, никаким боком к нему не прислоняются:

"Неблатняк", воспринимаемый как русский шансон (17,9% из числа всех ответов)

В.Добрынин: Ах, какая женщина!

20,3%

Л.Успенская: Горький шоколад

17,2%

Пётр Лещенко: Ты едешь пьяная...

14,1%

В.Цыганова: Калина красная

14,0%

Ю.Лоза: Мой плот

10,8%

А.Пугачёва: Настоящий полковник

10,3%

И.Кобзон: А у нас во дворе...

9,5%

Песни, не воспринимаемые в качестве русского шансона (8,8% из числа всех ответов)

В.Цыганова: Андреевский флаг

10,3%

А.Пугачёва: Мэри

8,3%

“Золотое кольцо”: Виновата ли я?

6,4%

М.Магомаев: Возвращение романса

6,1%

Ю.Антонов: Нет прекрасней

5,7%

И.Богушевская: Рио-рита

5,4%

О.Газманов: Ясные дни

5,2%

Факторный и корреляционный анализ ответов на контрольный вопрос лишь отчасти подтвердил выдвинутое нами деление песен на “блатняк”, “нешансон” и “промежуточные”. Приведённая группировка ответов построена на принципах, присущих самим респондентам, которые в целом затрудняются в определении специфики интересующего нас творческого течения в русскоязычном песенном искусстве. Попытка же выявить количественное соотношение респондентов, которых можно отнести к трём разным позициям по предложенным нами критериям, показала, что преимущества нет ни у одной из групп. Так, если исходить из выдвинутой нами первоначально градации, респонденты могут быть сгруппированы следующим образом: из числа респондентов, которые определились в своём понимании русского шансона, определяют его как "блатняк" 33,3%, дают расширенное понимание 38,8%, дают собственное определение шансона 27,9%. Тесную связь песен русского шансона с русскоязычным городским песенным фольклором при сложившемся раскладе мнений утверждать с полной определённостью не представляется возможным.
Выявленные в контрольном вопросе сторонники "блатняка" и сторонники “собственно шансона” в наибольшей степени восприимчивы к блатным песням и тюремной лирике, а также к ресторанному стилю, чем сторонники “расширенного понимания” и затруднившиеся в определении шансона. Шуточные, дворовые и эмигрантские песни, а также романсный и уличный стили в большей степени предпочтительны для сторонников “собственно шансона” и “расширенного понимания”, чем для сторонников “блатняка”.

Мы благодарны всем пользователям Рунета, принявшим участие в проведённом опросе, а особенно выразившим свои мнения в ответах на открытые вопросы. Эти ценные замечания мы будем анализировать, развивая классификационно-терминологический аппарат русского шансона в дальнейших исследованиях. Сейчас же отметим, что только 9 респондентов из числа высказавшихся отрицают категорически само выделение в песенном искусстве творческих течений, жанров, стилей, направлений, аранжировок, считая, что всё различие песен в том, что есть песни хорошие ("цепляют") и остальные. Как видим из результатов опроса, у русского шансона есть резерв для выхода за пределы исторически сложившихся жанрово-стилистических ограничений. Во всяком случае, публика ждёт этого, но совсем не безгранично. Так что, как говорят французы - "шерше ля фам", господа функционеры и исследователи русского шансона!

© А. Иванов, В.Солдатов, 2004 г.


Кто был - тот не забудет. Кто не был - тот, возможно, будет...


© I.Efimov, V.Kovtun