СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

МИСТЕР ТВИСТЕР ПЛЯШЕТ ТВИСТ

 

Продолжаем серию публикаций, посвященных юбилею рок-н-ролла. Сегодня наш эксперт по классик-року Рувим Рублев  рассказывает о твисте и его роли в истории современной музыки.

 

Эксцентрика на эстраде, о которой мы с вами поговорили в прошлый раз, порождала и эксцентрику в жизни. Да еще какую!

Сам по себе рок-н-ролл как танец был просто продолжением свинга. Тогда этот стиль назывался "Линди", а теперь – "Линди-хоп". В отличие от свинга, в рок-н-ролле движения танцующих стали более резкими, угловатыми, а темп танца увеличился чуть ли не вдвое.

Кроме того, появилась масса акробатических трюков, непосредственно связанных с музыкой.

Короче, танцевать рок-н-ролл было нелегко. У самых рьяных танцоров появились переломы конечностей и растяжения связок. Бывало, что тот или иной партнер мог угодить с танцплощадки прямо на носилки санитаров...

Но "танцевальный травматизм" возрос до вовсе неимоверных величин, когда в моду вошел твист.

Где-то в начале 50-х годов малоизвестный эстрадный певец по имени Хэнк Баллард сочинил песенку под названием "Твист". Это был вовсе не перевод стихотворения Маршака про мистера Твистера. Ни музыка ее, ни текст особого успеха не имели.

Прошло несколько лет, зародился рок-н-ролл, достиг своего зенита, и к концу 50-х годов популярность акробатического танца стала стремительно убывать. Нужно было как-то спасать затухающую индустрию рока, и вот ряд американских рекорд-лейблов сплотился для проведения в жизнь тайной операции "Твист".

Прежде всего попытались найти Хэнка Балларда. Это оказалось нелегко: "мистер-твистер" перестал выступать на эстраде, растеряв все свои ангажементы. Значит, необходимо было создать новую звезду твиста! Кроме того, было нужно придумать собственно музыкальную часть нового танца.

Вторая часть задачи решалась легко: взяли рок-н-ролл, ускорили в полтора раза – вот тебе и новый стиль!

А вот с поисками звезды возникли проблемы: нужно было "выдвинуть" кого-то очень яркого и запоминающегося, чтобы новая фигура вертелась на небосклоне, как хорошо запущенный волчок...

Нью-Йорк всегда был источником новых звезд. И на этот раз "твистер" отыскался здесь, в Манхэттене. Им стал неудачливый актер, подрабатывавший по выходным дням ярмарочным зазывалой. Был он высок ростом, гибок, не слишком черен и носил презабавный клетчатый костюм, напоминавший какую-то искаженную шахматную доску. Всем, кто интересовался, он весело отрекомендовывался: "ЧаббиЧэккер!"

Зазывалу-актера пригласили на просмотр, познакомили с замыслом нового музыкально-танцевального проекта, музыкой и хореографией. Не прошло и пяти минут, как он уже лихо выбрасывал вперед то одну, то другую ногу, а свободной от выбрасывания ногой как 6ы растирал на полу несуществующий окурок... Руки в это же самое время как бы растирали спину несуществующей мочалкой...

Вот так и родился в "лабораторных условиях" танец твист, вошедший в моду с пол-оборота. Было написано несколько твистов, был подготовлен еще один твистер – "дублер", и вот, наконец, было арендовано модное кафе Peppermint Lounge, что на Вест 45-й.

В день первого же перформанса публика обалдела от нового танца. Чабби Чеккер выделывал перед собравшимися неистовые твистовые "па", попеременно напевая мотив "Let's Twist Again". Аплодисментам и восторженному реву собравшихся не было конца!..

 

© Рувим Рублев,  "Новое Русское Слово" 20.04.1999

 

 

Сегодня мы заканчиваем публикацию статьи нашего эксперта по классик-року Рувима Рублева из серии, посвященной юбилею рок-н-ролла

 

 ...Итак, как уже было сказано во вчерашней публикации, для удержания рок-н-ролла на коммерческом плаву в конце 50-х был изобретен твист – рок-н-роллообразный танец, только быстрее в полтора – два раза и еще более "акробатичный". Впрочем, те, кто не испытывал желания заниматься "ритмической акробатикой", могли упростить себе жизнь, изображая, что растирают себе спину мочалкой или полотенцем, одновременно растирая на полу окурок носком или пяткой.

...После того, как в модном манхэттенском кафе Peppermint Lounge состоялась, как сказали бы сейчас, презентация нового музыкального стиля, вчерашний зазывала моментально стал звездой мировой величины. Ведь на презентации присутствовали многие ведущие радио- и телевизионные "силовые фигуры" того времени! Музыка в стиле твист снова привлекла к рок-н-рольному формату внимание всех – и элиты, и широкой публики... Сам же Чабби Чеккер из никому неизвестного зазывалы стал самым популярным на тот момент певцом – сначала в Америке, а потом и во всем мире!

Твист пошел по белу свету, вернее, полетел на крыльях безумного финансового успеха. Хвалебные статьи в газетах подхлестывали потребительский рынок. Деньги снова потекли рекой в карманы предпринимателей от современной музыки, и интерес к рок-н-роллу вновь резко перебил все остальные музыкальные стили. А ведь был момент во второй половине 50-х, непосредственно в "предтвистовую эру", когда рок-н-роллу всерьез грозило увядание: Элвис Пресли находился на военной службе в Германии, где музыка для него временно отошла на второй план, так как он на всю катушку ухлестывал за дочерью своего армейского начальника Присциллой (на которой впоследствии женился), а Билл Хейли непрерывно разъезжал с гастролями по Европам и Латинским Америкам (Аргентина особенно рьяно сходила от него с ума). Американские же сцены в отсутствии двух самых заводных рокеров того периода заполнились скучноватым сладкозвучным "софт-роком" типа Пэта Буна и Фрэнки Авалона, от чьей музыки американская молодежь чуть было не впала в спячку... Разумеется, твист мощно раскрутил это болото, и историческая судьба рок-музыки была спасена.

Что же до самого Чабби Чеккера, то он запустил на мировую орбиту еще много разных других танцев. Между прочим, занимается он этим и по сей день: не так давно он предпринял попытку привлечь всеобщее внимание к суперновому танцу под слегка пугающим названием "Зомби". Но это как-то не прижилось; видно, идея зомбирования людей в массовом масштабе еще слегка преждевременна…

 

      © Рувим Рублев  "Новое Русское Слово"  21.04.1999.

 


© Р.Фукс, И.Ефимов