|
|
▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ ––––––– ▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
СЕВЕРНЫЙ ФУКС
Русский шансон невозможно представить себе
без так называемых уличных, блатных, тюремных и т.п. песен.
В послереволюционной и послевоенной России
тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей
жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим
Рублев. Он родился в 1937 году в Ленинграде. Сталинский режим, репрессии, обычное послевоенной детство – шпана,
проходные дворы, чердаки, подвалы и, конечно, неподцензурные
песни, глубоко западающие в душу, тексты, которых Фукс начал записывать в
отдельную тетрадь.
Блатные песни пели в те годы в кругу самых надежных друзей, иначе – срок немалый.
В начале 60-х годов в
СССР появляются первые бытовые магнитофоны, много контрабандных
пластинок (например, цыгане Валя и Алеша Дмитриевичи,
цыганка Маня, цыганка Рая, оперные певцы Иван Ребров, Борис Рубашкин,
классический джаз, Хейли, Пресли, Армстронг).
Тогда же появляются первые барды – Визбор, Окуджава, Высоцкий и др. Качество
записи оставляет желать лучшего, но люди слушают и хотят слушать.
К концу 60-х годов Р. Фукс собрал огромную
коллекцию магнитофонных записей, текстов песен и множество пластинок. Мое знакомство с Фуксом состоялось осенью 1971 года.
Невысокого роста, в очках, Фукс был очень живым и энергичным. Каким-то образом
все музыкальные новинки, доходящие до Ленинграда, попадали сначала к Фуксу. Он
часто говорил, что собрал очень много, что блатные песни – это народный фольклор, что надо бы это оставить для потомков.
Потом у него появилась идея найти хорошего исполнителя и записать все имеющееся
в хорошем качестве. Осенью 1972 года он нашел
исполнителя песен – это был Аркадий Дмитриевич Звездин,
который к этому времени уже имел псевдоним Северный.
Первый домашний концерт
Северного состоялся у Толмачева по сценарию, написанному Р. Фуксом. Концерт продолжительностью 1 час состоял из 18 песен,
которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов.
Концерт имел потрясающий успех.
Проникновенный бархатный баритон Северного, мастерское
исполнение, одесский акцент, интересные сюжеты рассказов придали своеобразный
колорит концерту, и он молниеносно разошелся среди
любителей звукозаписей. Это вдохновило Фукса на создание следующего сценария,
который он записал у себя дома на Ропшинской улице в
конце 1972 или в начале 1973 года.
Далее выходит концерт, в котором
отредактированные Фуксом рассказы о "московском дне" чередуются с
блатными песнями. Талант сценариста позволил Фуксу отредактировать рассказы и
песни таким образом, что получилось единое целое. Северный для исполнения этого
концерта пришел к Фуксу со своим младшим братом
Михаилом (только что освободившимся из тюрьмы), который подпевает Северному в
песне "Не дождаться мне, видно, свободы...".
Следующий концерт был без сценария и
состоял из 18 песен. Потом следует концерт со сценарием: "У меня в руках
письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: дорогой
Аркадий Палыч, пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, который хотел бы
передать привет Вам от себя лично и от большой группы любителей Вашего редкого
таланта. Мне и моим друзьям кажется, что Вы плохо оправдываете свою гордую
фамилию Северный тем, что мало поете песен о Севере
дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе
поближе, а о мачехе-Воркуте Вам и вспоминать не хочется. Мы, конечно, понимаем,
воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни
слова не выкинешь. Как не вернуть тех лет, в которых счастья не было и нет, как выколото у меня на груди. Ваш друг,
известный в прошлом Костя-капитан". – Дорогой Костя! Постараюсь сегодня
исправить свою ошибку. Специально для вас, – поет
"Ох, волюшка..."
Концерт из 9 песен, между которыми
пояснения и короткие рассказы из жизни заключенных,
воров и блатных.
Вскоре Фукс выпускает концерт "О
шансонье". Он начинался так: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я думаю,
что в этот раз мы могли бы поговорить о песенках "шансон" или, как их
еще называют в народе, "шансонетках", а так
же попутно о цыганских романсах шансонного типа.
Итак, что такое "шансонет"? Этот вопрос,
конечно, не имеет никакого отношения к подобному вопросу, адресованному в
редакцию "Армянского радио", и на который
они бодро ответили: "Что такое "Шансонетка"? Это девушка, у
которой совсем нету шансов!" У тех девушек,
которые приезжали в нашу страну из Франции со своими песенками, конечно, были
шансы. Да еще какие! И они
этими шансами пользовались настолько успешно, что уже с середины прошлого века
на русской эстраде возник особый жанр песен – "шансонет",
а их исполнители стали называться "шансонетками". Этот жанр включал в
себя исполнение цыганских романсов и бытовых песен на русском языке. До наших
дней дошли не многие из этих романсов. Например, знаменитый в свое время романс "Избушка"... После исполнения
"Избушки" Северный вперемешку с исполнением песен рассказывает о Варе
Паниной, Леньке Пантелееве, танце "Канкан" и о знаменитом Василии Гущинском.
В конце 1974 – начале 1975 года выходит
концерт из 16 песен, где много посвящений: Клячкину, Высоцкому, Окуджаве, Рахлину, Александру Галичу. В середине 70-х (примерно 1975
год) выходит концерт, посвященный истокам блатной
песни. Во вступлении Северный сказал: "Нам, любителям и собирателям так называемого блатного жанра и
старых русских каторжных и тюремных песен, часто больно и досадно, когда
слышно, как ругают этот жанр, уходящий своими корнями в седое прошлое. На
примере нижеследующих песен мне хотелось бы показать, что многие блатные песни
произошли из народных и многие писались русскими
поэтами. Итак, песня "Ухарь-купец", которая
была написана русским поэтом Иваном Саввичем
Никитиным, 150-летие которого недавно отмечала вся страна. Родился он в 1824
году, умер в 1861 году".
Последний записанный Фуксом концерт из 21
песни и 17 анекдотов был 7 ноября 1975 года по случаю двухлетия его дочери и
длился полтора часа.
Всенародную славу А. Северному как
"королю блатной песни" принесли приведенные
выше 5 концертов со сценариями, написанными Фуксом. Являясь одновременно
сценаристом, режиссером и постановщиком, Р. Фукс
создал свой театр – театр блатной песни, единственным артистом которого был А.
Северный. Среди любителей магнитофонных записей начался настоящий бум. Все
искали новых песен в исполнении А. Северного, несмотря
на то, что уже было очень много песен таких бардов, как В. Высоцкий, А. Галич,
Б. Окуджава и других.
Будучи сам бардом (Рувим
Рублев), Р. Фукс написал массу песен как для
репертуара А. Северного, так впоследствии и для репертуара "Братьев
Жемчужных" с разными исполнителями.
Вот далеко не полный список песен,
написанных Рувимом Рублевым:
1) "Гимн менестрелей",
2) "Вы хочете
песен",
3) "Скокарь",
4) "Хиляем
как-то с Левою",
5) "Не лезьте, граждане в поэты",
6) "Прошли года",
7) "Кафе "Ориенталь",
8) "Люблю я 40 градусов",
9) "7,40"(текст),
10) "Без двадцати восемь"(текст),
11) "Красавица моя"(текст),
12) "Дождь идет"(текст),
13) "Мекки-нож"(текст),
14) "Ромашки и рюмашки" (текст) и
т.д.
К середине 1974 года относятся первые
попытки сделать блатные песни с оркестром в стереозаписи.
Выходит концерт "Магаданцы". Потом в
декабре 1974 года первый концерт "Братьев Жемчужных", который делал
С. Маклаков. В начале 1975 года выходит второй концерт
"Братьев Жемчужных" с участием Аркадия Северного и далее третий и четвертый концерты, которые также делал С. Маклаков.
Видимо, в самом конце 1974 или начале 1975
года Р. Фуксом и С. Маклаковым был сделан концерт,
"посвященный 85-летию со дня рождения
Вертинского". Ведущим концерта был А. Северный, а первая песня "Гимн
менестрелей" была написана Р. Фуксом.
Осенью 1975 года Толмачев познакомил меня с
Дмитрием Михайловичем Калятиным, в семье которого жил
и Аркадий Дмитриевич Северный. Хлебосольность и
доброжелательность хозяев были необычайными. Аркадий Дмитриевич – живой,
обаятельный и остроумный – всегда был душой компании. Иногда пел, но немного.
Он мне рассказал, что дочке 4 годика, и так
получилось, что и дома он не был 4 года. Из квартиры его давно выписали, и он
ходил к судебному исполнителю, чтобы восстановится, но это ему не удалось.
Поражала его необычайная худоба. Он был болен страшной болезнью – алкоголизмом.
Я предложил Аркадию Дмитриевичу попробовать полечиться. Он согласился. В марте
1976 года его положили в больницу имени Бехтерева на алкогольное отделение.
Накануне Дмитрий Михайлович пришел в ординаторскую
этого отделения с магнитофоном и проиграл врачам несколько вещей в исполнении
Аркадия, в том числе "Черную моль" из
второго "одесского концерта", который сделал Р. Фукс. К сожалению Аркадий Дмитриевич не смог удержаться – запил, не пройдя
полного курса лечения, и был досрочно выписан из больницы.
В 80-е годы за границей оказалось много
советских бардов (В. Токарев, А. Корабельников, В. Шульман и др.) и эстрадных
исполнителей (М. Гулько, Л. Успенская, М. Шуфутинский
и др.). Пластинки, выпущенные ими, дошли и до нас. Значительная, если не
большая, часть песен этих исполнителей взята из репертуара А. Северного и
"Братьев Жемчужных". И в России в связи с перестройкой и гласностью
стали выходить сборники блатных песен под различными названиями.
Даже при беглом просмотре этих сборников
видно, что большая часть текстов взята из репертуара А. Северного,
"Братьев Жемчужных", "Черноморской чайки" и других менее
известных самодеятельных ансамблей ("Магаданцы",
"Альбиносы", "Крестные отцы", "Святые братья",
"Аэлита", "Светофор" и т.п.), с которыми выступал А.
Северный. Многие песни кочуют из одного сборника в другой.
В заключении хочеться
отметить, что безудержная энергия Р. Фукса принесла свои плоды: эмигрировав в
США в 1979 году, он устроился в фирму Kismet, через
некоторое время ее откупил и сейчас является хозяином
этой фирмы. Сергей Иванович Маклаков (давший второй виток
блатным песням под оркестр в стереозаписи) недавно
отметил свое 70-летие и прекрасно выглядит, бодр и
весел.
К сожалению, нет с нами Г. П. Толмачева, Д.
М. Калятина, Н. Г. Рыжкова, Г. С. Нахамкина,
имевших прямое отношение к записям блатных песен. Последняя моя встреча с А. Д.
Звездиным-Северным была в середине апреля 1980 года в
морге больницы имени Мечникова и в крематории.
© Валентин Шмагин,
"Вне закона" №16 2000 г.
сохранен стиль и орфография автора
© Р.Фукс, И.Ефимов