СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

РУССКИЕ ГРАММОФОННЫЕ ФИРМЫ В АМЕРИКЕ

 

Звездами первой величины на русско-американском музыкальном небосклоне всегда были Александр Вертинский и Петр Лещенко. Успех они имели необычайный. Это послужило причиной образования нескольких конкурирующих между собой граммофонных предприятий, крупнейшим из которых был музыкальный магазин «Argee» в Нью-Йорке. Эта фирма была основана еще перед Второй мировой войной выходцем из Риги Джеком Раймондом и находилась на углу 28-й улицы и Лексингтон-авеню в Манхаттане. В числе прочей продукции «Argee» перепечатывала с английских грампластинок Александра Вертинского, Петра Лещенко, Константина Сокольского, но в отличие от лондонской фирмы "Коламбия", Джек Раймонд иногда использовал матрицы рижской фирмы "Беллокорд".

После Второй мировой войны в Америке уже находилось несколько прекрасных русских певцов и певиц: Соня Шамина, Вера Бруннер, Иван Бурлак, Маруся Сава, Лиза Долина, Саша Зелкин, Ольга Саулинь, Маруся Георгиевская, Юлия Витни и другие. Были в Америке и хорошие русские музыканты. В основном, балалаечники, многие из которых объединились вокруг известного аранжировщика и солиста Александра Кутина. Студия его и по сей день находится на углу 14-й улицы и Юнион сквер в Манхаттане. Несмотря на преклонный возраст, А. Кутин все еще полон энергии и руководит своим балалаечным симфоническим оркестром. За столь длительную музыкальную карьеру оркестр Александра Кутина множество раз записывался для радио, кино, телевидения и на грампластинки.

Другим хорошим музыкантом-балалаечником был и остается Саша Полинов, но в отличие от более академичного музыканта А. Кутина, он артист, так сказать, "ресторанного" жанра. Умея великолепно держаться на сцене и, мастерски владея аудиторией, он собирал большие массы поклонников, где бы ни выступал руководимый им ансамбль "Балалайка". Им также выпущено немало грампластинок. Весьма талантливым музыкантом, композитором и руководителем ансамбля, к сожалению, не дожившим да наших дней, но тем не менее оставившим весьма заметный след в истории русских эмигрантских пластинок в Америке являлся Дмитрий Николаевич Корниенко. Прибыл он в Америку еще в середине 20-х годов во главе ансамбля музыкантов, вывезенного им через Турцию из Батуми. Благодаря великолепным аранжировкам и мастерству музыкантов ансамбль сразу же завоевал успех не только у русской, но и у американской публики. Он играл в восточной манере, что для коренных американцев звучало и звучит весьма романтично. Как пример таких произведений можно привести фокстрот "Кавказ" Петра Лещенко, знаменитый "Караван" Дюка Эллингтона в джазе и модный в начале 50-х годов шлягер "Истамбул".

Дмитрий Корниенко написал и записал на грампластинку свой собственный шлягер в восточной манере, который назывался "Босфор". Он разошелся более чем миллионным тиражом, выпущенный крупнейшей американской фирмой «RCA Victor». После этого многие его произведения имели шумный успех у американского слушателя, Корниенко наперебой стали приглашать на радио, концерты, турне. Дельцы из «RCA Victor» зарабатывали на его успехе огромные деньги, музыкантам же, как всегда, доставались крохи, хотя работа самого Д. Корниенко и оценивалась очень высоко. По истечении очередного контракта уже почти перед самой войной Дмитрий Корниенко решает сам выпускать свои произведения. Так появились первые пластинки новой, в то время никому не известной граммофонной фирмы "Кисмет". Слово это на турецком языке означает "Судьба". Собственно, самой фирмы ещё не было. Были лишь тиражи отпрессованных пластинок с этикеткой "Кисмет", которые негде было реализовывать, поэтому приходилось их распределять по музыкальным магазинам.

Бывает, что талантливые музыканты, артисты и поэты сгорают, как факел, и рано умирают. Так случилось и с Дмитрием Корниенко, который умер в середине войны.

После него осталась молодая вдова Анна Дмитриевна Корниенко. Друзья ее покойного мужа, а некоторые из них работали в фирмах «RCA Victor» и "Десса", решили, что самое лучшее для нее будет продолжить дело мужа и открыть музыкальный магазин. Они же подыскали помещение и собрали недостающие деньги.

Так на 14-й улице в Манхаттане в доме № 227 Ист появилась новая граммофонная фирма под названием «Kismet Record Co.» Было это в 1943 году. Там эта фирма находится и по сей день. В то время эта улица считалась сердцем Нью-Йорка, а место, где расположился "Кисмет", являлось русским центром. Достаточно сказать, что газета Новое Русское Слово и книжный магазин Мартьянова располагались в соседнем доме.

Поначалу Анна Корниенко была очень неопытна в бизнесе, но ей активно помогали друзья покойного мужа и вскоре дела пошли. Фирма специализировалась в выпуске фольклорных танцевальных пластинок не только русских, но и американских, итальянских, испанских и, конечно же, восточных.

По соглашению с фирмой "Коламбия" Анна Корниенко начала перепечатывать лучшие произведения Петра Лещенко. и Александра Вертинского. Были сделаны оригинальные записи Сони Шаминой, А. Сергеева, М. Вербитской и Саши Сельского. Постепенно фирма "Кисмет" приобрела известность. Сначала о ней узнали все русские люди в Америке, затем ее пластинки стали попадать и в Европу. Когда наступила эра долгоиграющих пластинок, Анна Корниенко начала переводить все записи своей фирмы на долгоиграющие диски.

Несмотря на то, что операция эта трудоемкая и дорогостоящая, необходимо было идти в ногу с современной техникой звукозаписи. Таким образом, и сейчас в продукции фирмы имеются две долгоиграющие пластинки с произведениями Петра Лещенко и три долгоиграющие пластинки Александра Вертинского. Сейчас фирма "Кисмет" выпускает также и стереопластинки.

Постепенно для всех русских музыкальных магазинов Америки наступили тяжелые времена. С одной стороны, все труднее стало выдерживать конкуренцию крупных граммофонных фирм, таких, как "Монитор", и больших магазинов, таких, как "Четыре континента". С другой стороны, в связи с тем, что Сов. Союз присоединился к международной конвенции по авторским правам, стало невозможным бесконтрольно копировать советские пластинки, а, следовательно, неплохо зарабатывать на реализации записей популярных советских песен.

Одна за другой русские граммофонные фирмы стали закрываться. Прекратила существование "Арфа" в Ст. Петербурге, которой долгие годы руководил Михаил Долгих. 3акрыл «Argee» и Джек Раймонд в Нью-Йорке. Лишь "Кисмет" продолжал существовать, как ни в чем не бывало. Для Анны Корниенко "Кисмет" был и остается не просто бизнесом, для нее эта фирма – горячо любимое детище и неизгладимая память о муже, "Кисмет", действительно, оказался ее судьбой, трудной, если вспомнить годы депрессий, через которые все же ей удалось благополучно провести свой корабль, но в итоге и счастливой, раз она довела его до наших дней.

(Продолжение следует)

 

© Рувим Рублев, 1980-е г.    

 


© Р.Фукс, И.Ефимов