|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
РОССИЙСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ
РАЗВИВАЕТСЯ
Из цикла
«История рок-н-ролла»
После самодеятельных оркестров музыкальная
эстафета в рок-н-рольных делах перешла к ансамблям так называемых студенческих
землячеств. Это были объединения студентов из стран народной демократии, в
частности из Польской Народной Республики, Венгерской, Румынской и т.д. Эти
организации студентов имели свои электромузыкальные ансамбли, т. е., по сути
дела, играли произведения биг-бита. У них имелись
электрогитары и аппаратура, привезенная из-за
границы, они уже обладали кое-какой исполнительской техникой на уровне тех лет,
короче, демонстрировали все это на студенческих танцевальных вечерах.
Кое-что из их музыкальных инструментов
впоследствии осело у первых русских рокеров, которые в те времена испытывали
сильный недостаток в гитарах, бас-гитарах, усилителях, акустике и проч.
Отечественная промышленность этого всего не производила. Официально первая
отечественная электрогитара была изготовлена еще в
конце войны на кафедре электромузыкальных инструментов в Москве. Ей даже
придумали имя – "Электара", но дальше дело
не пошло. Таким образом, в середине 50-х годов в Союзе гитары для ансамблей
электромузыкальных инструментов, как их тогда называли, еще
никто не производил. Приходилось ввозить их из-за рубежа или производить силами
самих музыкантов. Инструменты получались очень тяжелыми,
неуклюжими и некрасивыми на вид. Обладание подобными инструментами не могло
вдохновлять на творческие свершения на стезе рок-музыки.
Многие новые рокеры пришли в рок-музыку из
числа профессиональных музыкантов официально действующих биг-бэндов.
В каждой из 15 республик Советского Союза мог быть эстрадно-симфонический
оркестр или что-то в этом роде, где наряду с обязательной к исполнению
репертуарной музыкой играли и песни советских композиторов, переработанные для
джаза, и песни настоящих джазовых авторов, а позже исполнили и рок-н-рольную
музыку.
Самые сильные из подобных больших оркестров
действовали в Москве, Ленинграде и в прибалтийских республиках. В Латвии это
был Госэстрадный оркестр Латвийской ССР п/у Раймонда Паулса, в Литве соответственно оркестр п/у Тишкуса.
После окончания работы в этом ансамбле
группа молодых музыкантов, включая тромбониста Е. Маймистова,
вернулась на родину в Питер.
Судьбе было угодно распорядится так, что неподалеку от них жил солист самодеятельного
университетского ансамбля Вячеслав Мостиев, который,
учась на факультете иностранных языков, свободно воспроизводил любые
англоязычные музыкальные тексты, в частности произведения Рея Чарльза и других звезд ритм-энд-блюза и, обладая уникальным голосом и
манерой исполнения, очень зажигательно их исполнял на студенческих вечерах.
Слава о нем как о самобытном и талантливом исполнителе перешагнула рамки
Университета, а затем и Ленинграда, и вот о его творчестве даже была
организована передача, ориентированная на западного слушателя и переданная на
коротких волнах в эфир радиостанцией "Коминтерн" с целью показать, что
русские рокеры тоже не лыком шиты.
Женя Маймистов и
его друзья-музыканты Антипин, Петренко и Самыгин по его приглашению побывали на
концерте Университетского рок-коллектива и буквально заразились этой музыкой. С
концерта они уже ушли не духовиками, а рокерами. Дело оставалось за малым –
раздобыть гитары, усилители, акустику и освоить рок-н-рольную технику.
Для молодых музыкантов, имеющих общее
музыкальное образование, связи среди других «лабухов»
и энтузиазм, это вполне выполнимая задача. Не прошло и полгода; как на квартире
у Жени Маймистова уже гремел вполне профессиональный
рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Когда с ними пел В. Мостиев,
то за закрытыми дверями казалось, что сам Рэй Чарльз
выступает у него в квартире.
В то время в Питере был организован и уж
активно выступал первый в ряду подобных официальных" коллективов – вокально-инструментальный
ансамбль под управлением А. Васильева – «Поющие гитары». На дворе стоял 67-й
год, публика, хоть и совковая, требовала современной по тем временам эстрадной
музыки. В то же время зарождались и росли, как грибы, самодеятельные
рок-коллективы, и вот чтобы этому как-то противостоять и был решено на уровне
Министерства культуры и Федерации молодежных
организаций организовывать электромузыкальные коллективы, в основном
исполняющие не только музыку советских композиторов, но и популярные
произведения западного биг-бита.
Короче, спрос на подобную музыку по
гастрольным филармониям Союза был, и друзья Е. Маймистова,
создавшие уже к тому времени свой ансамбль под названием "Авангард",
получили приглашение аж из Читинской филармонии выступать с гастролями от их
имени. Слава Мостиев по семейным обстоятельствам
поехать не смог, и ансамбль «Авангард» поехал без него в составе Петренко – соло
гитара, Б. Самыгин – ритм-гитара, Антипин, по кличке "Пачеко"
– бас-гитара и Е. Маймистов – ударные.
По приезде в г. Читу они начали выступать с
уже наработанным материалом, но он не устраивал руководство филармонии. Весь
репертуар пришлось «отложить в ящик», вернее, почти весь: кроме песен пока что
никому не известного Юрия Антонова, который примкнул к группе в качестве клавишника и автора-исполнителя собственных песен. Была у
него и песня о «Добрых молодцах».
Так как руководство филармонии настаивало
не только на смене западного репертуара на народный, но и на перемене названия,
то члены группы, независимо от песни Юрия Антонова, пришли к мысли, что
название «Добры молодцы» как нельзя лучше будет олицетворять сущность их
творчества. Пришлось поработать и над аранжировками русских народных песен. Их
«шлягером» стала русская народная песня «Утушка
луговая», которая прекрасно легла на рок-н-рольные ритмы.
Кроме песен Юрия Антонова, имевших неизменный
успех, исполнялись и две песни В. Антипина, а также других членов ансамбля
«Добры молодцы». После успешных гастролей по провинции ансамбль получает вполне
заслуженное приглашение на выступление в Москве, где после большого успеха и
решает остаться.
Но из-за проблем, возникших в момент
прихода в ансамбль новых музыкантов из Москвы, происходит явление, к сожалению,
встречающееся на эстраде: в результате интриг и закулисных действий не совсем
чистоплотных музыкантов основной состав основателей и организаторов состава
«Добры молодцы», создавший первоначальную славу и популярность ансамблю, был
просто-напросто вытеснен вновь прибывшими музыкантами, которые захватили не
только славное имя коллектива, но и весь творческий багаж, наработанный путем гастрольных лишений и исканий.
А наша четверка
музыкантов, стоящих у основания официальной российской рок-музыки, была
вынуждена вернуться в Питер...
(Продолжение
следует)
© Рувим Рублев, "Новое Русское Слово", 7.08.99
© Р.Фукс, И.Ефимов