СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

ПРИШЕСТВИЕ РОК-Н-РОЛЛА В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
(из истории советского рок-н-ролла)

 

Иосиф Сталин умер за год до рождения рок-н-ролла. На следующий день после его смерти все в Союзе стало как-то оттаивать и оживать. Первым делом после многолетней спячки очнулось радио, которое в то время все еще работало по проводам и вещало через тарелки репродукторов. Тарелки репродукторов еще с военных лет были клеены-переклеены изоляционными лентами, а провода радиотрансляционной сети, как правило, едва держались на фарфоровых роликах, обычно прибиваемых к стенам гвоздями и кое-где уже бессильно обвисших.

И вот - по этим архаичным тарелкам после многолетнего перерыва зазвучали какие-то более или менее веселые мелодии, опереточные фантазии, короче, заиграла легкая музыка. До тех пор, как правило, в эфире звучали лишь ансамбли русских народных инструментов, классическая музыка и грузинские песнопения.

Как говорится, дальше - больше. Постепенно дошло и до проигрывания по радио танго, фокстротов, румб - всего, что тогда стыдливо называлось "медленный танец", "быстрый танец" и т.д.

У коллекционеров пластинок на 78 об/мин (а других тогда еще просто не существовало) появилось увлечение "дикими мелодиями" - имелись в виду пластинки иностранного происхождения с записями буги-вуги. Стоили они дорого, найти их на барахолке было достаточно тяжело, поэтому распространялись они все больше на самодельных пластинках, произведенных на целлулоидных кружках, вырезанных из старых рентгеновских снимков.

Так ли, этак ли, но когда впервые в 1954 году по английской радиостанции, вещавшей Европу, под названием "Радио Люксембург" впервые прозвучал "Рок раунд азе клок", все, кто слушал эту станцию, были не просто удивлены, а буквально ошарашены появлением "бугешника" подобного накала. Тогда еще никто ничего не знал о существовании рок-н-ролла как такового, поэтому все, что способно зажигать и раскачивать, воспринималось однозначно как буги.

Через некоторое время, когда моряки торгового флота притаранили из-за границы графитовые диски с записями этой и предыдущих вещей в исполнении Билла Хейли, и советская печать начала поливать на все лады новейшую "гниль" давно загнивающего Запада, все наконец-то осознали, что это никакой не "бугешник", а новейший и моднейший танец рок-н-ролл.

Это было поразительным открытием. Какая-то неизъяснимая магия таилась в этом словосочетании, да чего греха таить, и сейчас еще таится. Конечно, "рентгеновская" индустрия подпольного производства пластинок закрутилась вовсю. Поскольку точные названия производимых вещей были неизвестны, то из-под полы, а больше из рукавов, вытягивались свернутые в рулоны пачки мягких записей под названием "Скелет в шкафу", "Череп в дымоходе", "Танцующий дикарь", "Четыре черных таракана" и т.д.

Когда после 59-го года в продаже появились первые долгоиграющие пластинки, а в их числе - и диски Билла Хейли, музыкальный народ смог наконец-то воочию увидеть лицо своего кумира, запечатленное на конвертах долгоиграющих дисков.

Впервые "Рок вокруг часов" прозвучал по Питерскому радио в году этак 57-м во время трансляции студенческого спектакля института ЛЭТИ под названием "Весна в ЛЭТИ". Конечно, "вредоносную музыку" могли тогда пропустить на радио только в пародийном виде. Для нагнетания пародийности две самые популярные мелодии тех лет - "Истамбул" и "Рок вокруг часов" - были соединены в одну весьма забойную вещь, что и было исполнено оркестром под управлением А. Бадхена.

Тогда же эти темы подхватили и другие, часто - самодеятельные музыканты. Многие из них пока что учились в музыкальных школах и даже в консерваториях, где днем изучали классическую музыку, а вечерами "взлабывали", то бишь "лабали" или, в просторечье, просто играли на танцах и студенческих вечерах, зарабатывая себе на хлеб насущный. В Питере, например, славился оркестр Станислава Пожлакова, студента композиторского факультета Консерватории и будущего известного композитора. Его много раз "пропесочивали" и побуждали отказаться от сомнительной рок-н-рольной деятельности, но он был неисправим с точки зрения консерваторского начальства, и те не нашли ничего лучшего, как просто "сдать Станиславушку в солдаты", что и было сделано в 56-м. Осиротевший было оркестр возглавил саксофонист Геннадий Гольдштейн, которому, кстати, пришлось и петь на английском языке весь рок-н-рольный репертуар, включая вещи Билла Хейли, Луи Джордана и др. Продолжалось это до тех пор, пока Гена не переключился на джаз.

Другим модным тогда ансамблем руководил (и пел в нем) ныне покойный мульти-инструменталист Валентин Милевский. Любимым его инструментом был виброфон, но он прекрасно играл и на саксофонах, и на ударных и т.д. Кроме того, он был замечательным вокалистом. Пожалуй, он первым стал на сценах студенческих общаг во время вечеров отдыха перемежать свои вокальные номера с танцевальными, т.е. показывать на сцене, как рок-н-ролл выглядит in real life.

В то время рок-н-ролл уже активно танцевали в студенческой среде, применяя все акробатические "па", приобретенные на Западе. В Питере, например, этим прославился Александр Куцин - лидер одной из компаний любителей рок-н-ролла. Из "старичков" тех времен стоит припомнить и Ореста Кандата - ветерана оркестра Леонида Утесова, который, организовав собственный октет, активно осваивал рок-н-рольную тематику...

Короче, люди старались не скучать, и новомодный рок-н-ролл привнес в молодежную среду тех лет колоссальный импульс, который продолжается и до сих пор.

 

© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское Слово", 06.08.1999

 


© Р.Фукс, И.Ефимов