СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

 

 

ЛЕГЕНДЫ РОК-Н-РОЛЛА – 3

 

Говоря об американском джаз-роке, нельзя не упомянуть группы под названием "Земля, Ветер и Огонь" ("Earth Wind and Fire"), созданной в 1970 г. Ансамбль образовался в Чикаго вокруг талантливого ударника и певца, который и на "дудках" поигрывал – Мориса Уайта. Родившись, как и многие "легенды рока" в 1941 г., он с детства успел попеть песни в стиле "госпел" и уже с десяти лет "стучал" на "горшках" в ансамбле Букера Джонса.

В 1963 году уже в Чикаго он закончил консерваторию и стал одним из первых дипломированных черных музыкантов в рядах "бойцов" рок-н-ролла. Поработав сессионным ударником с таким людьми, как Чак Берри, Мали Уотерс и др., он отправился в африканское турне с группой "Янг Холт Лимитед", где и приобрел склонность к мистицизму и разучил пару-другую египетских ритмов.

По возвращении из гастрольной поездки из земли пирамид Морис решает создать собственный коллектив и для этого "уводит" аж всех музыкантов из группы "Соленый Перец", оставив другого лидера-ударника без команды. Впоследствии органисты, правда, к нему вернулись, но в виде трио "Соленый Перец" окончательно засох.

Как и в группе "Чикаго", в новом коллективе оказалось столько же участников – семь здоровых лбов, и всех надо чем-то кормить. Поэтому срочно занялись халтурными выступлениями, благо музыканты-то были "сыгранными".

Короче, на добывание денег для студийной работы ушло года полтора и первый диск ребята смогли выпустить только в 1972 г. За это врем несколько бывших "соленых перцев" не выдержали голодного режима группы и сбежали, поскольку энтузиазмом долго сыт не будешь. Позже кое-кто вернулся, как, например, родственник бывшего диктатора Кубы, который играл у них на гитаре. Вообще – в ансамбле, как и положено в джаз-роке, было две гитары, но музыканты, игравшие на них, постоянно менялись.

Первый альбом назывался "Последний день во времени" и вызвал слабый интерес, поскольку слушателей еще надо было приучить к манере пения и философии автора текстов.

Через год вышел второй альбом – "Голова в небе", в текстах которого весь мир воспринимался глазами Сфинкса. Диск пошел лучше, чем первый. Это говорило о том, что к темам и философии автора проекта люди стали привыкать.

Через год, как и положено, вышел третий диск, названный "Открой свои глаза", который пошел уже совсем хорошо, но понадобился еще год упорного труда в избранном направлении и, наконец, наступил звездный час группы – выпуск четвертого альбома под названием "Это путь вселенной", который принес ей полный и заслуженный успех.

Песня из него – "Восходящая Звезда" и сам альбом полностью, заняли первые места в национальных хит-парадах. Далее, до наступления восьмидесятых годов, было выпущено 5 хороших дисков, но то, что выходило позже свидетельствовало о явном кризисе жанра. Тем не менее, все десять альбомов, выпущенные впоследствии, неизменно находили своего потребителя.

Двумя годами ранее, чем "Земли, Ветер и Огонь", в штате Мичиган собрался коллектив, который можно заслуженно считать предтечей американского хард-рока. Марк Фарнер, певец и гитарист, придумав название пострашнее – "Великий Ужас" ("Grand Funk"), – сплотил вокруг себя еще пару "ужастиков": басиста и "ударника", таких же больших любителей "погрохотать", как и он сам. Сначала довольно безуспешно, они "погремели" у себя на родине, но через год на фестивале в Атланте, куда выбрались с большим трудом, они все же произвели фурор своим громоподобным звучанием. Фирма "Кэритоп" зацепила их срочным контрактом, по которому они подрядились выпускать не менее одного диска в год, и в 69 году был рожден их первенец – альбом под названием "On Time", но музыка его так "била по ушам", что ее отказывались играть по радио.

Видимо, назло всем, чтобы громыхать еще ужаснее, ребята взяли в состав еще одного участника, вовсю поливающего на клавишных, – Крейга Фроста. А чтобы звучание "банды громыхал" было еще покруче, послушали диски Элиса Купера, сходили к нему "на оттяги" и кое-что у него переняли. Стало еще страшнее, не только в музыке и на сцене, но и в жизни. Синтез хард-рока и арт-выпендрежа впоследствии очень пригодятся канадскому ансамблю "Торопыги", то бишь – "Раш".

В 1973 году, на волне патриотизма, они выпускают, наконец-то, свой хит – альбом "Мы – американская группа". Это, видимо, в отместку за то, что их "держат" всего лишь четвертым номером после английских "громыхал".

Альбом очень хорошо продавался и сейчас весьма популярен у коллекционеров.

Через год, используя обретенную наконец-то популярность, ребята поднапряглись и выпустили аж два диска, которые вышли почти один за другим. Но вот уже в 1975 году вышел их, можно сказать, самый лучший диск, к сожалению, с пророческим названием: "Рожден, чтобы умереть". После этого очень хорошего диска дела пошли все хуже, что, конечно, отразилось на всех последующих пластинках и личных взаимоотношениях.

После неудачного альбома 1976 года группа разошлась. Но, набегавшись по свету и наигравшись в чужих составах досыта, они вновь собрались вместе, чтобы выпустить новый диск под оптимистичным и, в общем-то, верным названием: "Великий Ужас жив!". Через пару лет они выпустили диск с философским вопросом в названии: "Что есть Ужас", они окончили "громыхать" и разошлись окончательно.      .

 

© Рувим РУБЛЕВ,  "Новое Русское Слово"  24.07.1999

 


© Р.Фукс, И.Ефимов