|
|
▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ ––––––– ▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
МУЗЫКА НА РЕБРАХ
Автор легендарной книги о
советской контркультуре мечтает создать музей звукозаписи
Рудольф Фукс – один из немногих людей, про кого можно сказать
«человек-легенда» безо всякой натяжки. Он был одной из заметных фигур питерской
подпольной звукозаписи. В 60-е годы домагнитофонной эры он тиражировал в
Ленинграде пластинки, записанные на рентгеновских снимках, так называемую
музыку на ребрах. В СССР это были запрещенные блатняк, шансон, зарубежный
рок-н-ролл и джаз. После, в американской иммиграции, он стал владельцем
звукозаписывающего лейбла и выпускал пластинки российских певцов, которые на Родине
были под запретом. За десятилетия бурной жизни, которая всегда была подчинена
музыке, Рудольф Фукс собрал уникальную коллекцию звукозаписывающей и
проигрывающей аппаратуры – от фонографа, изобретенного Томасом Эдисоном, до
проигрывателей и магнитофонов разных годов выпуска. Только цифровой техники
Рудольф не признает – звук не тот.
Он любит вспоминать свой первый приемник с
названием Т-37: будучи школьником, он откопал его на антресолях у тетки.
Приемник чудом избежал конфискации, которой в войну подлежала вся подобная
техника. Починив его, начал ловить радиоволны Прибалтики и Скандинавии. Так он
узнал о существовании джаза, буги-вуги – музыки, которую в СССР не жаловали.
Все, что увлекало нашего героя в те годы,
квалифицировалось исключительно как контркультура. Еще до окончания школы он
увлекся собиранием довоенных пластинок, а потом и актуальной за рубежом музыки.
На питерской барахолке он познакомился с деятелями подпольной музыкальной
индустрии, которые тогда вовсю торговали самопальными дисками из рентгеновской
пленки. Уже став студентом «корабелки», Рудольф тоже влился в их ряды.
Аппаратуру купил, несколько раз сдав кровь.
– Еще учась в кораблестроительном
институте, я писал диски сапфировой иглой с подогревом или механическим резцом.
А пленки брали в поликлиниках города – они там годами копились, и техники были
только рады освободиться от необходимости их периодически сжигать, – вспоминает
Рудольф.
С одной дорогущей забугорной
пластинки-матрицы, тайком привезенной дипломатом или моряком, изготовлялось
почти неограниченное количество копий, которые затем выкупали агентыразносчики.
В Ленинграде конца 50-х – начала 60-х был бешеный спрос на Элвиса Пресли, Литла
Ричарда, рок, твист. Самодельные пластинки буквально рвали из рук – у
«Гостиного двора», магазина «Мелодия» на Невском, на рынках. Стоили они до
реформы 1961 года по 10 рублей, после – по 5–7 рублей.
Идеология всеобщего запрета не давала проходу
и отечественным исполнителям – ну не имели прав на существование никакие
альтернативные жанры, кроме одного – советского патриотического. Поэтому
«музыка на ребрах» – это еще и Александр Вертинский, и песни с пластинок 20-х
годов молодого Леонида Утесова, а также Петр Лещенко, Владимир Козин и многие
другие певцы, чьи имена помнят сейчас разве что пожилые меломаны.
Коммерческая деятельность нашего героя так
процветала, что им заинтересовались органы. В 1960 году его впервые арестовали
за тиражирование пластинок и даже посвятили ему фельетоны в питерских «Смене» и
«Крокодиле».
Магнитофонная техника тем временем
развивалась – сначала параллельно, а во второй половине 60-х годов свела на нет
механическую звукозапись.
– Первый магнитофон, который я в своей
жизни увидел еще школьником, был «Днепр-3», скопированный с немецкого
магнитофона, – вспоминает Рудольф Фукс. – Громоздкий, в деревянном ящике, с
прекрасным звуком… У него были большие, километровые катушки. «Днепр» мог и
воспроизводить, и записывать. Но он был настолько дорог, что мало кто мог его
себе позволить. «Днепры» стояли в кабинетах у каких-нибудь директоров
предприятий, которые, конечно, не слушали на них музыку, а записывали совещания
или выступления.
Рудольф не изменял своему призванию:
рекордер для «музыки на ребрах» остался стоять на полке (и стоит до сих пор), а
сам он влился в магнитофонный самиздат. Первый «Днепр» он купил, устроившись на
работу.
Уже к середине 60-х годов он собрал очень
приличную коллекцию фирменных дисков и сдавал их в аренду другим писакам по два
рубля за каждый. Коммерческая деятельность, наверное, давала неплохой доход, но
была незаконной. В 65-м году Рудольфа арестовали, и он провел два года в
Выборгской крепости. Последующие десятилетия все продолжалось в том же духе:
магнитофонный издат, дружба с культовыми (и полулегальными) в то время
авторами-исполнителями, работа в Ленпроекте.
В 1979 году он эмигрировал из СССР и
оказался в Штатах. За более чем 20 лет жизни в США Рудольф Фукс сумел стать
владельцем звукозаписывающей компании «Кисмет» и обрасти интересными связями. В
своей книге «Музыка на ребрах» он пишет о том, как выпустил восемь
дисков-гигантов Владимира Высоцкого (ему как-то легко удалось уладить авторские
права с Мариной Влади), стал первым издателем Андрея Макаревича, написал текст
хита «Сингарелла» и поведал о многих других своих успехах и приключениях.
В 1990-е годы Рудольф Фукс стал бывать в
Петербурге и пытался вести там все тот же бизнес, связанный со звукозаписью и
продюсированием. Он приехал в 1989 году по приглашению фирмы «Мелодия», чтобы
выпустить пластинку Аркадия Северного, культового питерского певца, которого он
открыл в 60-е годы, – и, кстати, ему это удалось, несмотря на царившую тогда в
стране неразбериху.
В 2000 году его американская фирма «Кисмет»
прекратила свое существование – слишком изменилась конъюнктура рынка. Барды,
шансон и блатняк – на этом в начале нового тысячелетия было уже не заработать.
Сейчас 75-летний Рудольф Фукс скромно живет
на два города – в Петербурге и Нью-Йорке. За годы законной и незаконной
коммерческой деятельности он не нажил недвижимости и золотых гор и снимает на
Петроградской стороне однокомнатную квартирку в дореволюционном доме. Заходишь
в нее – и уже не можешь сосредоточиться не чем-то одном, голова так и крутится
по сторонам: от пола до потолка тут пластинки, инструменты, постеры рокгрупп.
И, конечно же, везде проигрыватели, магнитофоны, рекордеры.
Кроме катушечных магнитофонов в количестве
шести штук (!), советских и импортных усилителей и драм-машины имеются в его
коллекции и три проигрывателя легендарной в свое время фирмы «Корвет».
Аппаратуру под этой маркой разрабатывал изобретатель Анатолий Лихницкий –
человек, который стоял у истоков отечественного Hi-Fi.
Пожалуй, такое могло быть только в СССР:
выпуском «Корветов» занимался завод «Ладога» по разработке ЦНИИ Морфизприбора,
ведущего в стране центра по исследованиям и созданию сложнейшей гидроакустической
техники. Анатолий Лихницкий был сотрудником Морфизприбора. В 1976 году он
придумал модель, в которой звукосниматель уравновешивался огромным блестящим
шаром, наполненным вязкой жидкостью. Сослуживцы ученого называли это устройство
«яйцо Лихницкого». К сожалению, после его ухода из Морфизприбора модель
осталась недоработанной.
– В СССР это считалось в свое время
последним криком моды – шар этот, который вы видите, – указывает на «Корвет»
Рудольф. – В нем должна была быть налита жидкость, чтобы регулировать движение.
Шар-то сделали, а до жидкости не добрались, – смеется он.
Кроме старого рекордера, который записывал
музыку на рентгеновские снимки, имеются в этом пестром собрании еще два военных
рекордера для записи на настоящую пленку – «из Америки привез, для армии были
сделаны». Есть еще целый набор духовых инструментов, на которых Рудольф не
играет. Они украшают стену комнаты.
– Это как у капитана Немо: он на корабле
один – в надежде, что снова соберется команда, – шутит он, и добавляет: – Бывает,
музыканты приходят и играют.
Правда, случается это все реже, а музыку
сейчас все записывают на компьютерах, сетует он и рассказывает о своей мечте
создать в квартире что-то вроде музея звукозаписи. Экспонатов более чем
достаточно.
© Иван Загвоздин
"Кладоискатель",
№10, 2012 г."
Журнальная cтaтья в PDF
© Р.Фукс