СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

 

 

К ИНТЕРВЬЮ КАНАЛУ "РОССИЯ 24"

14.02.2018

 

Моему поколению – поколению детей-блокадников джаз достался в виде пластинок на 78 об/мин от наших родителей. Само слово "джаз" дошло до нас уже к классу 5-6-му, конечно, с тех же надписей на этикетках этих пластинок.

По радио первые джазовые мелодии уже в исполнении отечественных инструментальных трио (Кузнецов и др.) прозвучали чуть ли не в первые месяцы после ухода И. Сталина из этого мира. Самым первым истинно джазовым произведение был, конечно, "Сан-Луи блюз" Джона Хенди, опубликованный первый раз в Чикаго в 1913 г., а дошедший до нашего слуха, дай Бог памяти, в году 54-м, когда я учился в 9 классе. В том же году я впервые попал на концерт оркестра Л. О. Утёсова, который добросовестно пытался играть и петь джаз, были радиопередачи из-за рубежа, джаза по радио, некоторые из которых усиленно глушились, но всё же их, хоть и частично и иногда, да удавалось услышать.

 Вопрос: почему они глушились? Видимо, потому что и власть имущие в СССР осознавали всю вредность для них не только в свободном слове, но и в свободной музыке. Было ли это правомерным? Конечно, нет, – потому что это только повышало интерес советской публики к подобной музыке. Как известно, запретный плод сладок.

Сегодня я бы не сказал, что подобные радиопередачи, выпуск специальных грампластинок, кинофильмов о джазе и прочее было специальной диверсией с целью развалить советскую систему. Конечно, это были плоды развития как бы всегда западной культуры, желавшей просветить "аборигенов" отставшей в этом смысле 1/6 части мира. Дело в том, что это отставание от популярной на Западе культуры было всегда, начиная от эпохи вальсов, падекатров и кадрилей. То же самое продолжалось уже в эпоху степа, фокстрота и чарльстона. Так же сохранялось и некоторое отставание в эпоху буги-вуги, рок-н-ролла, а ныне – уже рэпа и брейк-данса сегодня.

Вся эта информаторская деятельность делалась с миссионерской целью: просветить "отсталые" регионы. Оркестры Бени Гудмана, Дюка Эллингтона, Теда Ливиса и других приезжавших в СССР джазовых коллективов также несли на себе как бы эту миссионерскую программу. Была ли она завоевательной? В известном смысле – да. Разваливала ли она Советский Союз? Думаю, что нет. Советский Союз развалила не музыка, а борьба с ней. Нельзя бороться с явлениями культуры, чем Культпросвет занимался на протяжении всей истории Советской власти. Культуру нужно изучать, воспитывать, и потакать её лучшим образцам. Так происходит всемирное развитие культуры, а Советская власть рухнула не под давлением потока джаза, а в силу догм, созданных ею.

 

© Рувим РУБЛЕВ, 2018

 

В ответ на Заявление Государственного департамента США 14.02.2018 г.

(ссылка1, ссылка2, сохранённая копия)

 

 

 


© Р.Фукс