|
|
▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ ––––––– ▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ |
|
|
РУДОЛЬФ ФУКС: «СО ВРЕМЕНЕМ Я РАССКАЖУ ВСЮ ПРАВДУ».
Летом
2002 года в Питере появился Рудольф Фукс...
Давным-давно,
еще в советские времена, этот человек был для многих чем-то вроде героя
старинных былин и мифов. То есть, вроде, он и существовал реально, но дела его
тут уже обросли такой легендарщиной, что и сам он стал какой-то легендой. Уж и
не верилось, что этот миф можно увидеть живьем. Да и как увидеть? – он и обитал
уже на другой стороне планеты, для советского человека почти недоступной, – в
Штатах...
Но –
времена меняются. Штаты становятся ближе, а Рудольф Фукс снова ходит по
Питеру...
И вот
– этого персонажа героико-сюрреалистического эпоса Советских Времен можно
теперь увидеть, и можно послушать из первоисточника рассказы о том легендарном
времени...
Клуб
питерских коллекционеров на углу Лермонтовского и Римского-Корсакова:
комнатенки, кажется, пришли ничуть не изменившись прямо из шестидесятых. Ни
малейшего признака нового времени – те же крашеные в непонятный цвет стены,
канцелярские столы, допотопные лампы... Самое подходящее окружение для
человека, который, можно сказать, сам когда-то делал дух этих чумовых
шестидесятых... Единственным диссонансом смотрятся в этом клубе россыпи
компактов, но Рудольф Израилевич стиль держит четко. У него – винил, фирмовые
диски со старым рок-н-роллом. Только теперь их не надо прятать от ментуры...
НАЧАЛО
СЛАВНЫХ ДЕЛ
–
Рудольф Израилевич, так как же это все началось?
– Первая "слава" пришла ко мне в
1960 году, когда в "Смене" и в "Крокодиле" напечатали
фельетоны про "нехороших людей", которые в Питере торгуют левыми
дисками. Вот там и я удостоился быть пропечатанным... Да не просто так – про
Руслана Богословского, который руководил всем этим делом, написали пару слов, а
меня объявили не меньше, чем "идеологом": "Первый агент по сбыту
– Рудька Фукс, студент вечернего Кораблестроительного института, в прошлом –
сотрудник лаборатории "Русские самоцветы"... "Иное дело – Рудька
Фукс. Он, как никак, интеллигент. И все, что он делает, может обосновать
теоретически. По его авторитетному мнению, молодежи нужна новая духовная пища.
Поэтому он не боится оставлять следов. Об этом ярко говорит его альбом,
своеобразное евангелие рок-н-ролла".
Но мы тогда торговали не только
рок-н-роллом. Даже в тех фельетонах перечислено:
"Предлагают: "Четыре зуба", "На
Дерибасовской", "Дядя Зуй", "Вот как проходят нашей
молодости дни"...
–
Судя по этим фельетонам, уже тогда на "костях" были блатные песни. А
что за исполнители?
– Исполнителей не знаю, к сожалению. Я
тогда еще в записях не участвовал, только продавал эти пластинки. Это должен
знать Руслан Богословский, его фирма делала эти записи. Я помню только Сержа
Никольского... Их кстати, было два – Никольских. А потом и я стал писать –
Аркадия Северного.
Познакомились мы случайно, его прислал ко
мне Коля Браун – сын известного поэта Николая Брауна. А пришел ко мне Аркадий
за "Лукой Мудищевым". Он пытался тогда изображать из себя опытного
фарцовщика, и жаргон у него был соответствующий... Правда, фарцой он и впрямь
занимался понемногу. А то, что он умеет петь, выяснилось случайно. У меня был
магнитофон "Днепр", и я записал Аркадия просто для себя.
А вот потом на фирме Руслана, – правда, сам Руслан тогда
мотал срок, – мы с Борисом Тайгиным и Виктором Смирновым, звукорежиссером,
сделали запись Аркадия под "шумовой оркестр". Это было в 1963 году.
–
Проясните, пожалуйста, что это за запись?
– Запись это та, где в начале говорят:
"Эх, люблю блатную жизнь! А вот воровать боюсь". Сопровождение было –
два баяна, и саксофон, кажется. Музыкантов я не знал, их привел Смирнов. Тогда
мы и придумали Аркадию псевдоним "Северный", это тоже Витя предложил.
Не Бог весть что, конечно, – у Аркадия и так была звучная фамилия, но он сам не
хотел, чтоб она светилась, боялся... Вот так он и стал Аркадием Северным.
Мы близко подружились с Аркадием, он приходил ко мне
домой, на Ропшинскую 25 почти каждую неделю и пел. Хотя это была коммуналка,
соседи порой стучали в стену, могли и ментов вызвать. Но я его все равно часто
записывал.
–
Однако Михаил Шелег писал в своей книге, что после 1963 года Вы потеряли
Аркадия из виду, и начали с ним работать только в конце 60-х... А сохранились
ли те записи, которые Вы делали после 1963 года?
– Шелег заблуждается, ничего подобного я
ему не говорил. А записи должны были сохраниться. Часть их я отдал Борису, не
помню его фамилии. Он жил на набережной Макарова… Не знаю, жив ли он сейчас, во
всяком случае, надо попытаться его найти. А вот другая часть записей пропала,
наверное, безвозвратно. Дело в том, что когда я собирался уезжать в США,
переправить ленты за бугор из Питера было невозможно. Свои записи оркестровых
концертов Северного я отправил в Киев, а эти, ранние, отдал одному товарищу,
который служил в Афганистане. Это было еще до афганской войны, у нас была
большая дружба с Афганом, и там работало много наших специалистов. Этот товарищ
возил в Афганистан холодильники, большими партиями. Вот в холодильнике и решили
их переправить... И переправили! Но началась война, и все концы потерялись.
Перерыв в наших записях был только тогда,
когда Аркадия призвали в армию. Долго он потом рассказывал про свои
"вьетнамские подвиги"...
А в конце шестидесятых я познакомил Аркадия
с Сергеем Маклаковым. Тут Шелег тоже напутал, никаким "левым" путем
Маклаков на Аркадия не выходил. Маклаков тогда записал в исполнении Аркадия
только "Луку Мудищева", других его записей той поры я не знаю. Сергей
вообще был крепкий звукорежиссер, работяга, но вкуса-то особого у него не было.
Никаких выдающихся программ он сочинить не мог, – вот и потом, в конце
семидесятых под его "руководством" с Северным писалась чистая
халтура. Я все-таки старался сделать похудожественнее....
ЛЕНИНГРАДСКИЙ "ОДЕССИТ"
– В
конце шестидесятых Вы решили сделать с Северным знаменитые сценарные концерты.
Как Вам пришла в голову такая мысль?
– У меня давно назревала идея сделать не просто записи
блатных песен, а как-то их обыграть. Такая идея была просто востребована
временем. Желание противостоять культуре официальной, с одной стороны; с другой
– поддержать и поднять нашу подпольную, блатную... Аркадий, с его уникальной
манерой исполнения, для этого подходил как нельзя лучше. Но, надо сказать, что
сам Аркадий знал не так уж много песен, и, в основном, больше студенческих,
дворовых, а не блатных. Когда мы начали записываться, я стал подбирать для
Аркадия песни из своей коллекции. Коллекцию я собирал еще с юности, мне тогда
попали в руки настоящие лагерные песенники. Потом и сам сочинял кое-какие... И
вот, наконец, созрели эти "литературно-музыкальные" композиции.
Только это был не конец 60-х, первую мы сделали в 1972 году.
– У
Георгия Толмачева?
– Нет! Это Шмагин чего-то напутал. Толмачев
много писал Высоцкого, это верно, но Северного я записывал у себя. На
Ропшинской, а потом на улице Типанова – на квартире моей жены.
А сочинял я эти сценарии... На ходу сочинял, в автобусах,
придет какая-то мысль в голову – запишу. На кульмане писал, на работе – в
"Ленпроекте"...
– И
Вы сделали из Северного легендарного "старого одессита"...
– Да! Так я и задумывал. Сказать честно – я
хотел сделать певца немножко в противовес Высоцкому. Чтоб и у нас в Питере была
такая значительная фигура. Но в поэтическом плане с Высоцким тягаться было
просто невозможно, поэтому я и старался сделать певца на колорите. Северному
это удалось блестяще!
Аркадий вообще был артистом от Бога, именно
гением импровизации. Любую свою оговорку, ошибку в песне он мог так на ходу
обыграть, что потом послушаешь – и кажется, что так и должно было быть
изначально! А ошибался он часто, потому что пел все время с листа, первый раз
видя текст. Но что удивительно – нужную интонацию песни всегда схватывал
правильно! Это талант, конечно...
Ну, и сценарии мне удались. В основном я
все это выдумал, и кое-какие песни дописал. Вот, например, "Йозель".
Именно Йозель, а не Йозеф, как стали потом петь. Так звали дядю моей жены. И
мозоль у него была, и все об нее спотыкались. Вот я про это и сочинил песню. А
изначально я знал с детства только припев "С добрым утром, тетя Хая".
Северный спел эту песню про Йозеля, а потом, слышу – кто-то к этой песне
дописал еще куплеты, и поют ее в ресторанах. Уже недавно, в Нью-Йорке, я решил
замкнуть эту тему, и дописал еще один куплет, где Йозель уже попал на Брайтон.
Хотя, может быть, кто-то еще и продолжит... Песня действительно стала народной.
"ОДЕССКИЕ"
ТАЙНЫ
– А
как Вы начали в семидесятых делать оркестровые концерты?
– Первый мы сделали году в 1973-м. Был такой аккордеонист
Костя, он собрал музыкантов, и я записал ту же блатную классику в исполнении
Аркадия уже под ансамбль. За фоно сидел Саша Резник – очень сильный музыкант,
он тогда играл в оркестре в ресторане "Астория". А вскоре этот
Костя-аккордеонист погиб, и тогда записали концерт его памяти. Но на этот
концерт, и на все следующие, музыкантов собирал не я, а Владимир Ефимов. Состав
оказался очень удачный, ведь репетировать было некогда, но ребята были
профессионалы, и с ходу делали сложные и красивые аранжировки.
–
Значит, "Памяти Кости-аккордеониста" был первым? Вернее, вторым, –
после того, что был с самим Костей? Внесите, ясность, пожалуйста, – какой же
концерт надо называть "Первым Одесским"?
– Значит, так. Когда писали концерт с Костей, никто не
думал, какое будет продолжение у этого дела, и никак его не назвали. Можно
называть его "нулевым". Потом был "Памяти Кости" – первый.
Потом – тот, где звучит "Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий
Северный!". Это – второй. Не знаю, почему его обзывают "Первым".
Правда, тогда мы их еще не нумеровали. Только когда стали делать третий
концерт, его уже прямо и назвали "Третьим". *
–
Значит, получается, общепринятый "Первый" – это второй? А почему на нем
нигде не упоминается название "Четыре брата и лопата", которое уже
было у ансамбля на концерте "Памяти Кости"? Может, поэтому его и
считают более ранним?
– Не знаю, я старался, чтоб название
ансамбля везде было озвучено. Вполне вероятно, что кто-то просто вырезал этот
кусок при перезаписи. Непорядочных людей и тогда хватало...
Многие, кстати, интересуются – откуда такое веселое
название? Я его взял из какого-то старого одесского анекдота.
–
Расскажите подробнее про этот "Первый-Второй Одесский". Шелег писал,
что это записывалось в два сеанса, был первый дубль – репетиция, запись
которого, вроде, никто никогда не встречал..**. Однако в нынешних фонограммах все же
заметны два блока, несколько с разной оркестровкой. Ударник там звучит
по-разному, "бэк-вокал" появляется...
– Нет, писали все за один раз, в актовом
зале Ленпроекта. В феврале 1975-го. В этом зале акустика была довольно
приличная, и рояль неплохой. Мой хороший знакомый, заведующий радиорубкой Леня
Вруцевич, обеспечил аппаратурой, и запись прошла на высоком уровне. Насчет
ударника даже не знаю... Помню, что на один из этих ленпроектовских концертов
ударник вообще не пришел, и Аркадий отбивал ритм по газете. А писали этот
концерт на три магнитофона, – Ефимов на "Яузу", я – на "Днепр-11",
а Вруцевич – на "Тембр", студийный магнитофон. Длительность ленты у
всех была разная, получились разные варианты. В дальнейшем, вероятно, при
перезаписи делали и разные компоновки... Вот "Пропил Ванька" вообще
пропал в тех фонограммах, что ходили по Союзу. Я его выпустил в Нью-Йорке на
сборном диске.
А "бэк-вокал" – это что? – те идиотские реплики
по ходу песен? Это Ефимов старался, портил фонограмму. Правда, портил он только
свою, ведь это и записалось только на его ленту.
– Но
все равно остаются неясности! Можно услышать там и третий "блок" – в
самом конце появляется электрогитара – в песне "Постой, паровоз". А
после нее – идет песня "Клен" под ту же гитару, правда, этот
"Клен" сохранился только в фонотеке Игоря Ефимова в Киеве. Может, был
все-таки дополнительный сеанс? Давайте уже раскроем все "одесские"
тайны!
– Действительно, был "Клен"! Не думал, что он
еще где-то сохранился... Но дополнительных сеансов не было, это фантазии уже...
– Но
там же была не студия, и писали Вы все чёсом... Гитара лежала с самого начала подключенной,
а усилитель – настроенным, дожидаясь последних песен?
– А что тут особенного? Рабочий момент...
На гитаре играл скрипач Сема, я помню, как забирал у него скрипку, и подавал
гитару. Так и играли. Я бы и сам сыграл, но я мог только на ритме, соло у меня
не очень получалось.
Откуда ж я знал, что через тридцать лет это
будет предметом научных исследований? Знал бы – обязательно нумеровал концерты,
начиная с Костиного. А так начали только с Третьего.
Так мы и писали в Ленпроекте эти одесские концерты, всего
их было четыре.
–
Считая "Нулевой"?
– Нет, я же сказал, его никак не считали!
–
Вот это да! Значит, кроме "Памяти Кости",
"Второго-Первого", и "Третьего" был еще один Одесский
концерт, которого ни у кого нет?
– Об этом, пожалуй, Валентин Шмагин расскажет толковее. У
меня сейчас каталогов нет.
–
Так не с него ли обломок – эти песни под электрогитару?
– Нет, вряд ли. Все это было на втором концерте, в том
числе и гитара!
– А
как же этот великолепный проект вдруг прекратился?
– Причина была банальная и трагическая.
Погиб в автокатастрофе Леня Вруцевич, и больше мы не могли делать записи в
"Ленпроекте"...
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ
РОКЕР
– Вы
еще работали с Северным в дальнейшем? Расскажите про другие свои проекты...
– Самый грандиозный проект состоял в том,
что я познакомил Северного с Жорой Ордановским и его рок-группой
"Россияне". Я писал тогда для "Россиян" текст рок-оперы.
Северный спел с ними пару песен, и получилось это настолько великолепно –
мурашки по коже! Но запись не удалась, это было в какой-то котельной, акустики
никакой. Я пригласил на эту запись Сергея Маклакова, так он просто плюнул на
все, и уехал. Я еще побился немного, но ничего не получилось...
Кстати, никакой конфронтации с Маклаковым у
меня тогда не было. Я всегда приглашал его на свои записи. А потом я
организовал еще несколько концертов Северного с братьями Жемчужными. Вот тот,
где слышен детский голос – это голос моей дочери. А также – посвящение 85-летию
Вертинского, и "На проспекте 25 Октября".
Но хочу сказать еще несколько слов про
"Третий Одесский". Там было много оригинальных песен – моих песен...
"Вернулся-таки я в Одессу", "Скокарь", "Я родился на
границе", "Сидели мы с Кирюхой", и еще несколько. Песни сразу
стали популярны, в тот же год Костя Беляев спел некоторые из них в Одессе у
Ерусланова. Между прочим, в первоначальном проекте этого концерта планировалось
гораздо больше моих песен, но не удалось все осуществить... Осталась вот только
тетрадка, в ней много сценариев – и осуществленных, и оставшихся планами; и тексты
песен. Надо бы это опубликовать...
Кстати, Аркадий не мог правильно поймать мотив песни
"Я родился на границе", пришлось мне петь с ним дуэтом, задавать тон.
– А
где вы еще пели?
– Иногда подпевал Аркадию в гитарных
концертах. И потом еще пел на некоторых. На концерте, посвященном 85-летию
Вертинского, пел свою песню-вступление "Мы барды, менестрели..." И
еще – на концерте "На проспекте 25 Октября". Организовывал я его
вместе с Виктором Кингисеппом. Собрали музыкантов, а Аркадия нет и нет. Время
идет, и пришлось мне самому начинать. Хотя первую песню "В этот вечер на
проспекте..." должен был петь Аркадий. Вскоре и он явился... Вообще
никакой. Положили его спать, так там и в концерте говорится – "Аркадию
Северному, который спит за шкафом...". Проспался, и стал петь
"Блины". Затянул ее минут на двадцать! Правда, в окончательную
фонограмму она вошла урезанной. Вообще, с Аркадием стало трудно работать, он
начал крепко пить... После 1976 года я его уже не записывал.
У нас в Ленпроекте собрался самодеятельный ансамбль, и я
в нем участвовал. Играли джаз, но не записывались.
– А
какое участие Вы принимали в организации "одесских гастролей"
Северного?
– Аркадия с одесситами я не знакомил. Вот с Фредом
Ревельсоном из Киева, – да, свел Аркадия я. А в Одессу Северный уехал не очень
красиво. Маклаков подбил его на банальную кражу. Подослал к Набоке, известному
питерскому коллекционеру, якобы насчет организации записи. И Северный спер у
Набоки несколько дисков, а потом смылся в Одессу.
–
Да, Коцишевский тоже рассказывал похожее... А что Вы скажете про то, как он
описал Ваше бегство через границу?
– Да мало ли ерунды про меня рассказывали... Вот статья
Якова Браславского – тоже всякая чушь написана. Причем написана так, как будто
этот Браславский близко меня знал, а я про него в первый раз слышу. И Шелег –
ходил, ходил, спрашивал, а в итоге написал отсебятину.
– Но
теперь Вы можете все рассказать о себе сами. Вы же в Питере собираетесь осесть
надолго?
– Да, в эмиграции, мне кажется, я уже достаточно
реализовался. Теперь интереснее поработать здесь. Со временем я, конечно,
расскажу и опубликую всю правду и о себе, и об Аркадии Северном.
–
Спасибо, Рудольф Израилевич! Будем ждать. Всего Вам доброго!
– До скорой встречи!
Автор выражает глубокую признательность
Владимиру Лузгину (Нью-Йорк) и Владимиру Шестерикову (Санкт-Петербург) за
помощь в организации настоящей встречи.
© Дм. Петров, СПб, октябрь
2002 г.
© "Челябинская
неделя", №46, 2002 г.
_____________________________
*) Это ошибка памяти Р. И. Фукса, позже признанная им самим – "Памяти Кости" был записан в мае 1976, "Нулевой" – в августе 1974, а "Первый" – в феврале 1975 г. (прим. редакции, 2007) [информация]
**) Репетиция ансамбля п/у А. Резника при участии А. Северного состоялась 25 января 1975 г. на квартире басиста В. Васильева. Запись сохранилась. (прим. редакции, 2007) [информация]
© Р.Фукс, И.Ефимов