|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Все когда-то начинается, и, естественно
(или неестественно), но и заканчивается. Так ведь?..
Ну, о конце такого глобального явления как
рок-н-ролл, пожалуй, говорить рановато (как бы там ни пел наш дорогой БГ, что,
мол, "...рок-н-ролл мертв, а я – еще нет..."). И хотя смерть
рок-н-ролла уже не раз провозглашалась кем ни попадя, равно как и грядущий
конец света, пока еще, слава Богу, и свет с небес вовсю струится, и старый
добрый рок грохочет себе напропалую, молодея год от года. Конца, как говорится,
не видно...
Ну, хорошо, конца не видно, а где же
начало?
А вот об этом-то и повествует нижеследующая
статья.
Собственно говоря, рок-н-ролл – уже
довольно взрослый, солидный мужчина: в нынешнем апреле ему переваливает за 45.
Откуда же взялась эта цифра? И почему – именно в апреле?
Считается, что рок-н-ролл как таковой
начался 12 апреля 1954 года. Что же случилось в этот благословенный день, когда
большинства из читателей "Площадки" не только на свете не было, но и
в проектах?.. А произошло вот что.
12 апреля 1954 года на знаменитой
звукозаписывающей фирме "ДЕККА", уже, к сожалению, не существующей,
удалось записать песню, моментально ставшую хитом. Не просто хитом –
суперхитом! Но уникально другое: новый суперхит не укладывался ни в один из
существовавших на тот момент музыкальных стилей. Это был явно не джаз: слишком
резкая, агрессивная подача, слишком минимальная аранжировка и необычный упор на
песенный текст. Это был и не блюз: слишком быстрый темп, полное отсутствие
характерных для блюза тягучести и «горькой сладости» разочарования жизнью.
Напротив: песня была быстрой, резкой,
веселой, грубой, прыгучей, и столь безумно энергичной, что не могла оставить
равнодушным ни одного человека. Поскольку песня называлась "Rock Around
the Clock", именно с нее начался новый жанр музыки, который, как
впоследствии оказалось, неузнаваемо изменил жизнь на планете Земля.
Поначалу у большинства наблюдателей,
особенно – влиятельных и солидных, было ощущение, что с рок-н-роллом кто-то
кого-то сильно дурит. Еще бы: белые исполнители начали играть и петь типичную
"музыку черных"! А белые подростки по всей Америке начали от этой
музыки приходить в бешеный восторг!.. Да как же можно?!
Именно такой позиции придерживалось
поначалу руководство большинства крупных фирм грамзаписи. Если говорить о
танцевальной музыке тогдашнего периода, то она еще кормилась остатками
уцелевших биг-бэндов, игравших "линди", "буги-вуги" и
свинг.
Но среди прогрессивно музыкантов и вообще –
среди "молодо мыслящей" публики к тому времени давно зародилось
желание разрушить эти стилистические рамки (и, в том числе, упомянутые расовые
барьеры в популярной музыке); таким образом возник "ритм-энд-блюз"
(то, что ныне вылилось в популярнейший FМ-легкий "квази-стиль"
R&B).
И вот – 12 апреля 1954 года все эти
тенденции сошлись воедино, породив "Rock Around the Clock".
Напомним, что песня была записана
удивительно талантливым молодым певцом Биллом Хейли в сопровождении
замечательного ансамбля единомышленников под названием "Кометы".
Авторы песни – Макс Фридман и Джимми ДеНайт (на самом деле – Джимми Майерс). Когда
запись была прослушана руководством компании, то эффект оказался настолько
пугающе сильным, что первый вариант записи был намеренно "утерян".
Однако музыканты не сдавались и переписали песню снова. Тогда студийное руководство,
видя, какой "динамит" у них на руках, решили play it safe: уступить
"право первой ночи" с первым в мире рок-н-роллом кинематографу.
Так и было сделано: песня вошла в звуковую
дорожку фильма "Школьные джунгли", вышедшего на экране в том же 1954
году. Что тут началось! Молодая публика валом валила на фильм, кстати говоря,
достаточно посредственный, – только для того, чтобы послушать изумительную
песню. Когда же сингл наконец вышел в продажу на виниле, он моментально стал
бестселлером. Фирма вынуждена была допечатывать тираж за тиражом, и каждую
новую партию публика расхватывала в момент...
Вот с тех пор и пошло по миру словечко
rock’n’roll. Впервые его употребил на публике в самом начале 1955 года
нью-йоркский радиоведущий Аллан Фрид, которого можно не без оснований назвать
крестным отцом рока (еще бы: и вправду, "окрестил"!). Как ни странно,
сами по себе слова "rock" и "roll" не были новшеством в
музыкальном лексиконе тех лет: чернокожие джазовые и блюзовые музыканты еще с
30-х годов активно употребляли их в своем жаргоне. Но вот взять и составить из
них постоянно употребляемый термин со связкой "and" посередине – это,
конечно, было революционным шагом.
Многие считают Фрида гениальным не столько
за компиляцию из трех слов, которая не только прижилась, но и стала одним из
важнейших культурных феноменов нашего времени, сколько за то, что он, услышав
песню в исполнении Хейли, моментально почувствовал нарождение нового мощного
стиля. Не только стиля – бунта, революции на фоне блюза! Революции против
музыкальной и социальной рутины тех лет. Надо сказать, что Фрид выпестовал и
«раскрутил» многих рок-н-рольных звезд, появившихся вскоре после Билла Хейли. В
числе его "ставленников" – рок-н-рольный герой Литтл Ричард, в чьем
аккомпанирующем ансамбле начинал свою карьеру гениальный рок-гитарист всех
времен и народов Джими Хендрикс...
Рок-н-ролл на долгие годы (а может – и
навсегда) стал символом молодежного протеста против застарелых социальных
стереотипов. В шестидесятые годы он фактически породил мощнейшую волну
молодежного движения за мир – ведь именно психоделическая музыка была
саундтреком к пацифистским эскападам хиппи. В семидесятые он помог излечить
человечество от пост-хипповой депрессии с помощью электрошока панк-революции, в
восьмидесятые – окатил мир освежающей "новой волной", в девяностые –
подарил "поколению Х" просторную отдушину "альтернативной
музыки", термоядерный психотерапевтический сеанс "нового
индустриального рока", хип-хопа и "электроники"...
И ведь по большому счету, говоря словами
одного из главных рокеров постсоюзного пространства, "...все это
рок-н-ролл"...
Печально: рок не принес счастья ни Аллану Фриду, ни Биллу Хейли, ни Джими Хендриксу, умершему от наркотиков. Но многие другие рок-легенды, в том числе дедушки рок-н-ролла, такие как "Роллинг-Стоунз" и "Кросби, Стиллз, Нэш, Янг", не только счастливо дожили до наших дней, но и, похоже, счастливы и обрели душевный мир и покой в грохочущем, бунтующем океане. Невольно вспоминается Лермонтов:
"...А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой..."
Безусловно, рок-н-ролл принес много счастья и
миллионам слушателей и "домашних исполнителей" по всему миру, а
многих из нас и научил жизни по большому счету.
Нелишне вспомнить, что легендарный Вудстокский рок-фестиваль 1969 года
стал самым крупным стечением народа в одном месте за всю историю человечества –
кроме военных кампаний. Стало быть, и вправду, рок – реальная альтернатива
войне!..
© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское Слово",
31.03.99 г.
© Р.Фукс, И.Ефимов