ИЗ ИСТОРИИ ПОДПОЛЬНОЙ МУЗЫКИ
И СОВЕТСКОГО МАГНИТИЗДАТА

 

 

     

 


 

 

Без названия.

Для современных коллекционеров этот материал уже не представляет особого интереса – ответы на все поставленные здесь вопросы давно получены, и первоначальный вид записей, о которых здесь идет речь, практически установлен. Но всё-таки текст достаточно интересен в качестве иллюстрации к особенностям нашего "исследовательского процесса" конца 90-х – начала 00-х... (прим. 2010)

 

Честно признаюсь: я пока не знаю как называть этот концерт… Не знаю и точного времени его записи. Всё у всех – по разному. Да и состав концерта в разных каталогах и копиях – совершенно разный. Собрав воедино всё, я попытался разобраться хотя бы с одним вопросом: восстановить – какие же песни первоначально составляли данную запись. Мне кажется, что это удалось сделать. Заранее прошу прощения за несколько громоздкие доказательства, но – что делать… Итак:

В настоящее время нам известны 4 копии данного концерта (их составы приведены в конце статьи). Возьмем за основу запись из собрания Асташкевича (№1) – его длина около 60 мин. Если точнее – 57-59, т. е. стандартная часовая бобина. У меня он записан на 90-минутную. Половина часовой – 28-29 мин (1-2 мин. – запас на начало и конец ленты) – в нашем случае это время звучания песен с а-1 по а-11, т. о. сторона "Б" гипотетически должна начинаться с песни а-12 – "Сын поварихи и лекальщика".

Возьмем теперь №2 (из собрания Шмагина): количество песен то же самое – 20, да и порядок тот же самый с одним "но" – начинается он именно с "Сына поварихи"! Однако у Шмагина весь этот концерт "засунут" в 45 мин., правда у некоторых песен указаны обрывы (#), которые в №1 отсутствуют. Поэтому хронометраж этого концерта будем вести по №1, где никаких обрывов нет. Время звучания от ш-1 "Сын поварихи" до конца ш-9 "Черная роза" – 29 мин! Т. е. гипотетически сторона "Б" этой записи должна начинаться с песни "Гоп-со-смыком"! Следовательно, почти на 100% мы имеем полную запись этого концерта – совпадают первые и последние песни сторон, независимо от их порядка. Время звучания – 60 мин. Неизвестно только одно – какую сторону считать "А", а какую "Б".

Теперь возьмем запись №3 (из собрания Чигрина) и сравним его состав с №2. Отсутствуют следующие песни: ш-2, 4, 13, 14, 16, 19. Почему нет именно этих? Вывод напрашивается сам собой – это более поздняя копия, т. к. именно у этих песен в №2 указан обрыв! Песни же ш-9 и ш-10 записаны вообще почти в самом конце записи (ч-28, ч-29). Почему? – Песни ш-9, 10 "концевые" на бобине, если исходить из нашего построения концерта. Всем известно, что со временем при небрежном отношении к пленке рвутся и стираются именно концы бобины. Т. е., судя по всему запись №3 гораздо позже №2, и человек, который ее записывал просто не стал писать "оборванные песни". Но сделал это несколько странно.

Если взять песни ч-1 ч-10 на №3 – то их порядок полностью соответствует порядку песен на №2, за исключением оборванных, но песни ш-15 и ш-5 почему-то записаны отдельно (ч-16, 17). Почему? Хронометраж с начала первой песни до конца 10-й – чуть больше 28 мин! Таким образом, очень велика вероятность того, что первоначально это писалось на 60-минутную бобину – больше песен просто "не влезло". И песня ч-11 по идее должна открывать сторону "Б" той (первоначальной) бобины. Да, но, вероятнее всего, мы никогда не узнаем, что ее первый владелец на ней записал… Т. к. дальнейшие записи на №3 представляют вполне обычную сборку из "кусков" различных концертов в самом невообразимом порядке, судя по всему сделанную позже, и песни ш-15 и ш-5 были дописаны также позже с какой-то другой копии, причем из разных источников. Это косвенно подтверждается и тем, что песня ш-15 "Ах, Йозель" записана на ней с обрывом, видимо, поэтому человек писавший первоначально сторону "А" той бобины и "пропустил" ее. То же самое произошло и с концевыми песнями ш-9, 10, причем ш-10 "Гоп-со-смыком" оборвана, что служит еще одним доказательством верности наших построений.

Итак, ясно что запись №3 начиная с 11-й песни представляет из себя сборку из различных записей Северного. В данном случае для нас представляют интерес песни ш-11ш-15. Поскольку только они записаны под ансамбль. Причем, аккомпанемент их совершенно не соответствует песням на №1 и №2: по-другому звучит фоно, другой "звук" с "эхом", на большинстве песен идут какие-то подпевки и т. д. Что это за запись? До сих пор считалось, что это песни из одного и того же концерта, что на №2 и №3. Судя по всему – нет! Если считать все сказанное выше верным – то это "обрывок" какой-то другой, недошедшей до нас полностью, записи.

И, наконец, последняя запись – №4 (из собрания Маклакова). Она, к сожалению, ничего не может добавить к нашему "расследованию". Так как почти полностью совпадает с №3, за исключением того, что блоки песен м-1м-6 (ч-11ч-17) и м-7м-14 (ч-1ч-8) поменялись местами, а также отсутствием песни "Раз как-то я в тюрьме сидел" и вставкой опять же песен ш-5 и ш-15, между которыми каким-то удивительным образом оказались еще и "Фонарики"… Наверное, этому тоже можно найти объяснение. А основные выводы этого небольшого исследования: с очень большой достоверностью установлен состав еще одного концерта А. Северного*) и существование еще одного, недошедшего до нас в полном виде.**)

Может быть, со временем, найдутся и другие копии этих концертов, подтверждающие (а, может быть, и наоборот...) мои выводы. В расчете именно на это и задумывалась настоящая публикация.

 

___________________________________

*) Концерт с А. Резником, 1974

**) Имелась в виду запись у В. Смирнова, 1963 г.

(Примечания 2010 г.)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1 Из собрания А. Асташкевича

а-1. Эх, Гоп-со-смыком – это буду я...
а-2. Я с детства был испорченный ребенок...
а-3. Как-то по проспекту с Манькой я гулял...
а-4. В осенний день, бродя, как тень...
а-5. И напевал я ей с хмельной улыбкой...
а-6. Йозель, славный добрый Йозель...
а-7. Звезды зажигаются хрустальные...
а-8. Эх, да, расскажи, расскажи, бродяга...
а-9. Я по тебе соскучилась, Сережа...
а-10. А я один сидю на плинтуаре...
а-11. Наш домик под лодкою у речки...
– Понял!
а-12. Сын поварихи и лекальщика...
а-13. Жили-были два громила...
а-14. Выпьем за мировую...
а-15. Ах, шарабан мой – "американка"...
а-16. Как-то раз по Ланжерону я брела...
а-17. Ворона где-то сыр...
а-18. Цыпленок жареный, цыпленок, пареный...
а-19. Я сижу в одиночке...
а-20. Ту черную розу – эмблему печали...

 

№2 Из собрания В. Шмагина

ш-1.Сын поварихи и лекальщика
ш-2.Жили-были два громила #
ш-3. Выпьем за мировую
ш-4. Ах, шарабан мой, американка #
ш-5. Как-то раз по Ланжерону
ш-6. Ворона и лисица
ш-7. Цыпленок жареный
ш-8. Я сижу в одиночке
ш-9. Черная роза
ш-10. Гоп со-смыком
ш-11. Я с детства был испорченный ребенок...
ш-12. Как-то по проспекту
ш-13. В осенний день #
ш-14. Красавица моя #
ш-15. Ах, Йозеф, Йозеф
ш-16. Звезды зажигаются #
ш-17. Бродяга
ш-18. Я по тебе соскучилась, Серега
ш-19. А я один сидю на плинтуаре #
ш-20. Наш домик...

 

№3 Из собрания С. Чигрина

А.
ч-1. Сын поварихи и лекальщика…
ч-2. Выпьем за мировую…
ч-3. Ворона где-то сыр…
ч-4. Цыпленок жареный, цыпленок пареный…
ч-5. Я сижу в одиночке…
ч-6. Я с детства был испорченный ребенок…
ч-7. Как-то по проспекту с Манькой я гулял…
ч-8. Эх, да, расскажи, расскажи, бродяга…
ч-9. Я по тебе соскучилась, Сережа…
ч-10. Наш домик под лодкою у речки…
----------------------------------------------------------------------------------------
ч-11. <обр.>Была бы шляпа…
ч-12. Что ты смотришь на меня в упор…
ч-13. Приморили, ой как приморили…
<Муж. голос>– Эх, люблю блатную жизнь! Только воровать боюсь…
ч-14. Раз как-то я в тюрьме сидел…
ч-15. Когда фонарики качаются ночные…
<обр>----------------------------------------------------------------------------------------
ч-16. Ах, Йозель, славный добрый Йозель…
<обр>ч-17. Как-то раз по Ланжерону я брела…
----------------------------------------------------------------------------------------
Б.
ч-18. Как-то по проспекту с Манькой я гулял...
ч-19. Шел солдат по Европе войной…
ч-20. Выткался на озере алый цвет зари…
ч-21. По аллеям тенистого парка…
ч-22. Я по тебе соскучилась, Серега…
ч-23. Да. Теперь решено. Без возврата…
ч-24. Позабыт, позаброшен с молодых юных лет…
ч-25. И напевал я ей с хмельной улыбкой…
ч-26. В семь сорок он подъедет…
-------------------------------------------------------------------------------------------
ч-27. Помню в начале второй пятилетки…
-------------------------------------------------------------------------------------------
ч-28. Гоп-со-смыком – это буду я…
<обр.>ч-29. Ту черную розу – эмблему печали…
-------------------------------------------------------------------------------------------
ч-30. Пой же, пой на проклятой гитаре…
ч-31. Приморили, падлы, приморили…
ч-32. Строго осудили меня сроком на пять лет…
ч-33. Он – капитан и Родина его – Марсель…

<обр.>

 

№4 Из собрания С. Маклакова

м-1. Была бы шляпа
м-2. Ну что, ты смотришь на меня в упор
м-3. Приморили, суки, приморили
м-4. Как-то раз по Ланжерону
м-5. Фонарики
м-6. Ах, Йозеф, Йозеф
м-7. Сын поварихи и лекальщика
м-8. Выпьем за мировую
м-9. Ворона и сыр
м-10. Цыпленок жареный
м-11. Я сижу в одиночке
м-12. Я с детства был испорченный ребенок...
м-13. Как-то по проспекту
м-14. Бродяга

© Игорь ЕФИМОВ, 2001


 

 

на главную

 

© I.Efimov