ИЗ ИСТОРИИ ПОДПОЛЬНОЙ МУЗЫКИ
И СОВЕТСКОГО МАГНИТИЗДАТА

 

 

     

 


 

 

О памяти и о памятниках.

Дорогие Друзья!

В среде поклонников Аркадия Северного уже несколько лет идут дискуссии по поводу целесообразности установки ему памятника в Питере. Может быть, эта тема и не является сегодня столь актуальной, как раньше, но я все-таки попытаюсь высказать свое отношение к этому вопросу.

Года полтора назад по телеканалу ОРТ в одном из выпусков программы "Время" прошел сюжет, посвященный именно этой теме. Показывали скульптора, изваявшего сие абстрактное произведение; банкира, который оплачивал данный проект и добивался от властей установки памятника в центре Питера; известного звукоинженера, заявлявшего во всеуслышание, что этот номер не пройдет, и он собирается судиться с инициаторами акции. В общем, было много шума из ничего, сплошные амбиции и личные обиды. А воз, как говорится, и ныне там. Единственным здравомыслящим человеком в той передаче оказался, как ни странно, Александр Розенбаум, сказавший следующее: "Кто-нибудь спрашивал у самих питерцев, хотят они видеть у себя в городе этот памятник или нет?" И тут я подумал: ведь действительно никто подобные опросы не проводил, а наверное, стоило бы это сделать, чтобы памятник был воистину народным, а не очередным "творением рук Церетели".

Отлить памятник и найти ему какое-нибудь место в городе не составляет особого труда. Но будет ли он понят и по-настоящему воспринят простым обывателем? Я полагаю, что нет. Ведь многие из тех, кто увидит это "произведение искусства", попросту не поймут, что сие означает и кому сие принадлежит. Несмотря на то, что А. Фрумин сделал многое для того, чтобы имя А. Северного "прошло по всей Руси великой", для большинства простолюдинов он, тем не менее, остается в ореоле неизвестности. И это, впрочем, не вызывает удивления: десятилетия о Северном ничего официально не говорили, а появлявшиеся время от времени публикации были немногословны и редки. А уж о записях и говорить нечего – здесь творилась полная неразбериха. По Союзу ходили "резаные" концерты, а то и вовсе сборники, составленные незадачливыми коллекционерами на свой вкус. Порой попадались записи, где к Северному подмешивали винегрет из разных исполнителей и выдавали все это под одним соусом: "Блатные", "Одесситы" или того хуже – "Эмигранты". Разобраться во всей этой каше рядовому гражданину было невозможно. Кто свои, кто чужие; где Северный, где Водяной? Тьфу ты, нечисть! И летели катушки с мракобесными записями в мусорные ведра, а то и вовсе "сжигались на кострах инквизиции".

На сегодняшний день ситуация, конечно же, совершенно иная: появилось море информации о вчерашних бардах-менестрелях, немало изданных приличного качества записей тех лет и великое множество псевдопоклонников. Единственное, чего уже не вернуть никогда, – ощущения, когда с замиранием сердца ты ставил пленочку в аппарат, нажимал на кнопку "пуск" и вслушивался в пробивающиеся сквозь гул и шипение ленты звуки незабываемой песни "Тариру-Тач". Когда, внимая каждому слову, ты как бы проживал вместе с исполнителем весь нехитрый сюжет песни. Это действительно был настоящий кайф…

К сожалению, все проходит, меняются люди, времена и нравы. Истинные ценности по-прежнему остаются непреходящими, но отношение к ним больше снисходительное, нежели почтительное. Старые фильмы, театральные постановки и актеры, в них задействованные, рассматриваются одними как пережиток прошлого (современная молодежь), эталон качества (люди среднего и старшего возраста) или как не стихающая ностальгия по тем хорошим временам (глубокие старики).

Но сие, друзья мои, относится только к истинным ценностям, а их, как вы сами понимаете, не так уж и много. Не принимая в расчет классику и официальную эстраду того времени, на сегодняшний момент можно насчитать десятка два имен, кои следует вполне осознанно возвести в ранг непреходящих ценностей. И среди этих имен такие, как Галич, Визбор, Окуджава и Высоцкий.

Северного, друзья мои, я к этому списку причислить не могу, ибо он под эту категорию ну никак не подпадает. Прекрасно сознаю, что многие из вас, для кого Северный всегда был и остается эталоном качества, со мною не согласятся. Ну что ж, на вкус и цвет товарищей нет, и спорить здесь совершенно бесполезно.

В недавнем прошлом я и сам, грешным делом, был ярым поклонником этого певца и даже перенимал манеру его исполнения, все эти "Азохен вэй, товарищи бояре" или что-то в этом роде. Часами слушал его записи, пытаясь "разгадать" смысл некоторых пьяных выражений, которые Северный мимоходом вставлял в тексты песен. Импонировало и то, что чуть ли не в каждой песне Аркадий Дмитриевич умудрялся перепутать слова или переставить их так, как это было ему удобно. С текстами маэстро особо не церемонился. На его фоне русский язык иностранцев Рубашкина или Реброва – само совершенство.

С одной стороны, такое фривольное обращение с "великим и могучим" может показаться невинной шалостью шансонье, который не ведал, что творил; а с другой – это попросту элементарное неуважение к аудитории, которая слушала и продолжает слушать все эти "творческие экзерсисы", а ей впаривают неприкрытую туфту. Впрочем, поклонники готовы были простить и прощают все своему кумиру. Их привлекает в основном не то, что поет Северный, а то, как он это делает. А "делать" он это действительно умел по рок-н-ролльному круто и джазово-разухабисто, с узнаваемыми армстроноговскими интонациями, с нарочито блатною манерностью. Это сближало, делало его "своим в доску" среди простолюдинов, и всяк, кто "лично знал Аркашку", мог без зазрения совести припомнить случай, как они вместе "киряли в парадняках". Все это было и все это, к сожалению, говорит не в пользу самого певца, чье "творчество" весьма условно. А условно оно еще и потому, что все его записи носили поверхностно-импровизационный характер с очень простенькой организационной системой: быстренько сколотили команду музыкантов, понадергали из разных источников "текстовки", коллекционеры "скинулись по юксовому" (выражение Северного), собрали незамысловатую аппаратуру, привезли все это хозяйство на чью-нибудь "хату" и прямо во время "сеанса" репетировали песни и сразу же их писали. Подчас Северный даже не знал, что ему предстоит петь, поэтому мелодии ко многим текстам придумывались на ходу. Отсюда и отношение к этим записям: попели и поиграли в собственное удовольствие, не более того. Никто из участников концертов и предположить не мог, что они вызовут заметный интерес в народе и через 20 лет после смерти певца станут эталоном "Русского шансона".

Господь увещевал нас: "Не сотвори себе кумира!" Но мы не внемлем Его словам; ставим одни памятники и разрушаем другие, занимаемся переоценкой непреложных ценностей с поправкой на современную действительность и молимся "языческим божкам", которыми буквально наводнена отечественная и отчасти зарубежная эстрада. А ведь еще на заре своего исполнительства Аркадий Северный исполнял песню Рувима Рублева, в которой звучали следующие слова: "Много у нас диковин, каждый дурак – Бетховен". Насколько это было актуально в далекие 70-е, настолько актуально и сегодня: советский менталитет крепок и живуч.

Может быть, я несколько резковат в своих "догматических" высказываниях. Но это вовсе не оттого, что мне хочется очернить и втоптать в грязь образ певца (о мертвых либо хорошо, либо ничего), которого вы все, друзья мои, почитаете и любите. Просто мне хотелось постараться убедить вас не строить призрачных иллюзий по поводу "творческого величия и мастерства" вашего кумира, а воспринимать его как своеобразное "зеркало эпохи", в котором отразился небольшой промежуток "славного, доброго застойного времени". А вопрос об установке памятника все еще остается открытым, можно лишь изменить формулировку: нужен данный монумент городу над вольной Невой или – нет? А если учесть, что у вышеупомянутых Галича и Визбора – людей , не менее достойных увековечения – нет памятных пьедесталов в Москве (кроме мемориальной доски Александру Аркадьевичу), то тему эту и вовсе следует закрыть. На мой субъективный взгляд, главный памятник всем ушедшим от нас – светлая и добрая память о них. А все остальное – суета. Помните об этом, друзья.

© Яков БРАСЛАВСКИЙ, 2004 г.

 

 

А я вот во многом согласен с Яшей. Во многом, но не во всем. А раз идет такой разговор, значит, то – что Северный является частью нашей истории – факт уже непреложный.

А надо ли и можно ли его сравнивать с Высоцким, Галичем, другими... Надо, наверное. И даже нужно. Несмотря на то, что Северный – "исполнитель", а не поэт. Шаляпин тоже был исполнителем, и Ростропович, кстати, не свои сочинения играет. А Черкасов, Качалов?.. Не в "исполнительстве" дело, да и не в "писательстве". Был такой писатель – Бабаевский. И был такой поэт – Наровчатов. А что от них осталось в истории? Кто их помнит и знает, кроме литературоведов? Хотя, даже и они оставили какой-то след в истории, а в свое время даже и влияли как-то на ее ход... Так – чуть-чуть, как песчинка влияет на ход колеса. Но, тем не менее...

Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать. А вывод? Где же вывод? – спросите вы. А я и сам не знаю. Выводы не я делаю, их делает кто-то другой и неисповедимы пути Его...

 

И. Ефимов


на главную

© I.Efimov