ИЗ ИСТОРИИ ПОДПОЛЬНОЙ МУЗЫКИ
И СОВЕТСКОГО МАГНИТИЗДАТА

 

 

     

 


 

 

ROCK-and-BLAT

 

Начало этой теме положила запись в нашей гостевой – о фрагменте сейшна "Майк и Цой". Напомним, о чем там речь:
Значит, ребята поют в компании, выпивают, по ходу. Цой исполняет "Мама-анархия". После этого, Майк: "Я хочу спеть... После, вот, э... подобных произведений хочется спеть что-нибудь каверзное. Если помните, был такой человек – Аркадий Северный <Голоса: "Да, ну как-же, как-же!"> которого я очень любил, который умер в нашем городе. Последний его альбом был записан в той же студии, где писался "Сладкая N и другие" <(альбом Майка, датируемый 1980-м годом)>, кстати говоря. Через месяц после меня. И вот я написал... Я ужасно не люблю петь какие-либо посмертные песни с посвящениями, но это даже не посвящение, а как-бы вот поддержание может какой традиции. Я написал блатную песню. Единственную. Простите меня если... Я ее не... очень редко исполняю, а тут вдруг захотелось после "Мамы-анархии", и, особенно, после "Папы", конечно." Далее следует песня: "Приехал в город я молоденьким мальчишкой...". Далее, раздаются выкрики: Майка слегка критикуют за исполнение этой песни, он также слегка оправдывается. Майк: "Это просто песня написана из уважения к Аркадию Северному. Ну, поехали в рок-н-ролл."

 

Вероятно, многие слышали эту запись, и многим было бы интересно знать – какую же студию имел в виду Майк?

Крутым знатокам рок-н-ролла она, вероятно, хорошо известна, а мне вот пришлось порыться, прежде чем я отыскал рассказ о записи альбома "Сладкая N и другие". Альбом был записан в июне 1980 года в студии при Большом театре кукол на улице Некрасова
(см. – http://rockhell.spb.ru/musicians/zoopark/a3.shtml.)

Тут, естественно, первая мысль приходит в голову, что Майк чего-то перепутал... Или повторил чей-то миф. Ну, кто б допустил на такую студию Аркадия Звездина – одиозного блатного исполнителя? Да и не рассказывал никто из питерских коллекционеров, чтоб Аркадий записывался в конце 70-х где-нибудь, кроме квартирных студий... Так что можно было отнести это в разряд забавных легенд об Аркадии, но...

Вот что рассказал мне один мой товарищ, который в начале 80-х годов часто бывал в Доме детского технического творчества, в студии Андрея Тропилло.

Однажды Майк принес Андрею запись песен, которые звучали в альбоме "Сладкая N и другие". Это была непрофессиональная запись, и Тропилло доводил ее до ума, делал из псевдостерео разнос по каналам, накладывал спецэффекты, и т.д. Такая запись и сохранилась у моего знакомого. К сожалению, больше никаких подробностей узнать не удалось. Но, вроде бы, получается, что существовал-таки еще один вариант "Сладкой N"! И по логике, – эту запись Майк должен был сделать до записи в Театре кукол... Так что небольшая зацепочка нарисовывается: Майк, говоря о Северном, мог иметь в виду не студию Театра кукол, а какую-то другую... Но вот какую? – к сожалению, ни у кого из моих знакомых в памяти не осталось. В принципе, он мог сделать эту запись где угодно, хоть у того же А. Вишни (который "Яншива"), хоть вообще – на любой квартире. Каким образом это может пересекаться с квартирами, на которых записывался Северный? Кто ж его знает... Случайности в жизни бывают всякие, и, может, судьба и пресекала Аркадия с Майком, хотя бы заочно.

В общем – остается только надеяться, что еще всплывут чьи-нибудь воспоминания на эту тему.

А еще мой вышеупомянутый товарищ рассказал, просто уж до кучи... Он в те годы много беседовал с Тропилло на самые разные темы, и среди прочего упоминал пару раз про Аркадия Северного. Тропилло сказал только, что такого исполнителя, разумеется, знает, но никаких ни личных, ни общественных оценок давать не стал. Этот жанр просто не был ему близок. Кстати, однажды пришел к нему еще не выпущенный на большую советскую эстраду А. Розенбаум, и принес свои песни. Андрея они нисколько не заинтересовали. Так что сам Тропилло ничего из этого жанра не записывал.

Ну, и из всего этого, как всегда, немного "умствований"... Всем понятно, что рок и блатняк представляют собой совершенно разные мировоззрения. Сходившиеся в те времена, пожалуй, только в своей "несоветскости", в противостоянии Системе. Вспоминать про блатную музыку, как вот Майк, – это было среди рок-н-ролльщиков довольно-таки редким... Действительно – параллельные миры.

Даже не вспомнишь, чтоб кто-то из этой тусовки ругал блатную музыку. Хотя, тут дело даже и не в параллельности. Рокеры не любили совок, попсню, и все такое прочее, а блатняк в этом явно не уличишь. Но, конечно, многим любителям рока он был просто неинтересен.

Вспоминается, например, что говорил президент нашего питерского рок-клуба Коля Михайлов, когда я его уж очень достал рассуждениями о блате. Он сказал, что в мире много разной музыки, и вся она интересна, кроме халтурной; но лично ему в резонанс только рок-н-ролл. Нормальный взгляд цивильного человека! БГ уже в наше время выражался несколько категоричнее – шансон, мол, нормальная музыка, но только для своей среды...

И вот, хочется поделиться одним наблюдением из тех лет, заметками, так сказать, на манжетах... О том, как немалая часть простых советских слушателей рока ("кайфовальщиков", по терминологии В. Рекшана) выступала с активным неприятием блатняка. Причем, с неприятием, довольно примитивно аргументированным, кстати. То есть, широкого взгляда на вещи, как у их кумиров – рок-н-ролльных исполнителей, – там отнюдь не демонстрировалось... Но это банальность. Как и то, что таких "нелюбителей" блатняка было тем больше, чем более причесанная, и конформистская группа ходила у них в кумирах. Например, немало таких встречалось среди поклонников "Машины времени". То-то был для таких "эстетов" удар, когда Макаревич спел блатные песни! Пусть и в приколистском ключе.

Впрочем, тех, кому нравилась "Машина" и не нравился блат, понять легко – по фиг был им весь этот нонконформизм и не нужен никакой эпатаж. Как и поклонникам КСП.

Но не менее интересно было и с другим флангом – адептами эпатажа, самыми левыми рокерами – поклонниками ДК, АУ, "Стиля"... Многие из них тоже зачастую не уважали блат, но уже совершенно с других позиций! За недостаточный эпатаж, "не тот", неинтересный для них, протест, и вообще – налет буржуазности, который, конечно, был не в блатняке, но в близком тогда к нему ресторанном жанре... Что ж, все это тоже понятно: панк и хулиган – это просто разные цивилизации...

Вот такие приходят на ум небольшие, "музыкально -социально-психологические" заметки... А вообще-то, – тех, кому нравился и блат и рок одновременно, было больше. По крайней мере, среди моих знакомых. Вот такое у нас было время. Богатое и убогое.

© Дмитрий ПЕТРОВ, 2003 г.

Попытался и я что-то вспомнить из тех лет по данной теме. Поскольку в конце 70-х и сам посещал различные сейшены. Ни хрена не вспомнилось. Вот разве что… Видимо, тусовались мы с Димой в разных "слоях" этой субкультуры, но все мои знакомые, любители "Машины", также любили слушать и блат. В лучших его образцах. Ни один не ругал. Да и считали эту группу все "самой антисоветской" из всех, а потом еще и статья появилась в "КП" – "Рагу из синей птицы". Или это позже уже было? Столько лет прошло! А вот фанаты тяжелого рока – "Россиян", "Зеркала" – наоборот – не признавали ни блат, ни "Машину". Сейчас думаю, может быть, потому что у Макаревича все-таки слова были более определяющими, как и в блате? В отличии от Ордановского, у которого первична музыка? Кто знает. А мог ли Майк пересечься с Северным? А почему бы и нет? Хотя в 80-м Северный только у Раменского вроде писался. Но, рассказывал же Рудольф Фукс о попытке записи Северного с Ордановским. А на Маклаковской записи Розенбаума присутствовал радист аж из "Землян"... Вот уж кого не терпели все, так это – "Землян"! "Я ненавижу "Землян". Я люблю только любительские группы." – пел Майк. А сам он, также как и Жора Ордановский, был вполне демократичным человеком, в отличии от большинства современных "звезд". Помнится, "Россияне", отыграв свою программу на выступлении в каком-то Питерском ДК, спустились в зал и сели в первых рядах, недалеко от Вашего покорного слуги. И, пока очередная группа выходила на сцену, кто-то из них достал из сумки бутылку и пустил по кругу… Эх, были времена!

Игорь ЕФИМОВ


на главную

© I.Efimov, D.Petrof