"На ком держится русский шансон"

Мало кому известно, что К. Н. Беляев одно время делал обзоры компакт-дисков для издания "МегаполиС-Досуг в Москве". С любезного разрешения Константина Николаевича мы предлагаем Вашему вниманию некоторые из них. Думается, что его мнение будет интересно многим любителям жанра.

Прежде всего, мне хотелось бы обратить Ваше внимание на диск Александра Шепиевкера "Блатняк & суперблатняк". Строго говоря, я бы не назвал представленные на альбоме песни "блатняком", а тем паче "суперблатняком". Это в большинстве своем "одесские штучки", как я их называю, многие из которых встречаются и в моем репертуаре: "Как на Дерибасовской", "Сонькины аманины", "Когда я уезжаю из Одессы", "Жил в Одессе рыжий паренек" и другие. Но главное, чем притягивает диск, это чистым высоким тембром Саши. Исполняет он песни в мощном драйве, очень эмоционально. И еще, что весьма и весьма существенно, - сопровождении "живого" ресторанного оркестра. К тому же в альбоме представлено довольно много треков (песен) - 22! В общем, есть что послушать и чем насладиться - с моей, еще раз подчеркну, точки зрения старого одессита и исполнителя очень любимых публикой подобных "штучек".
Далее мне хотелось бы сказать несколько теплых слов Игорю Горячеву, который выпустил свой первый альбом "Расстрел". Хотя это и дебют на компакт-диске, но песни Игоря очень зрелые и выверенные. Голос - баритон среднего уровня, объемный и глубокий - звучит очень достойно для этого жанра. Кстати, он местами напоминает голос моего друга, замечательного автора и исполнителя Леонида Ефремова, только у Игоря он более мелодичный и тонкий (то есть менее грубый). Некоторые песни Игоря Горячева, такие как "Столыпинский роман" и "Братан", я уже слышал раньше в сборниках "блатняка", и они уже тогда произвели на меня сильное впечатление. С учетом того, что Игорь сам пишет тексты (очень, замечу, хорошие) и сочиняет мелодии, его песни заметно выделяются на фоне "поточного шансона" стилистической разноплановостью и прекрасными аранжировками. Уже упомянутый "Столыпинский роман", а также "Расстрел", "Братан", "Тюмень" и "Тюменский вальс" имеют все шансы войти в золотой фонд шансона. Диск удался на славу. Так держать, Игорек!
Еще один интересный компакт - "Волчонок" Сергея Любавина. Насколько мне известно, это не первый его диск, но других, к сожалению, я не слышал. Мелодии его песен подспудно имеют, я бы сказал, народный характер. То есть в них чувствуется мелодичность, ширь и размах. Правда, мелодия первого трека подозрительно напомнила мне давнюю "Там вдали за рекой". Зато песни "Грустная душа", "Золотая голова", "Бутырский коридор" и особенно "Батя" и "Грустное" буквально берут за душу. Помимо того, что почти все песни имеют великолепную мелодическую оформленность, то есть широкую мелодическую гамму, "народное" - до известной, конечно, степени - звучание, они еще несут социальную смысловую нагрузку (например, "Война в Чечне"). Так что в целом диск весьма неплохой. С мастерски сделанной аранжировкой и хорошими текстами. Для любителей шансона (но не "крутого блатняка"!) он будет интересен.
Следующий автор в нашем обзоре - Демидыч (как я понимаю, это псевдоним) со своим диском "Севера". Хороший, ровный и теплый альбом. Особо хочу выделить восьмой трек - "Вокзал": прекрасная вещь, великолепная обработка, за которую тебе, Демидыч, особая благодарность! Честное слово, очень хочу взять песню в свой репертуар, коль скоро на диске написано: "муз. и сл. неизвестного автора" (а обработка твоя и твоих приятелей). Недеюсь, ты позволишь исполнять "Вокзал" в моих концертах. Но, и помимо него, хорошо сработаны "Цыганская любовь" (я, правда, пою ее по-другому), "Кто не любил" и, конечно же, "Человеческая комедия" - очень ритмичная и мелодически грамотно выверенная и содержательно насыщенная вещь. Интересно, что на диске представлены два варианта, с разными ритмами, одной песни - "Поезд на Воркуту". Так вот, на мой искушенный взгляд, второй вариант намного выигрывает у первого. Вообще вторая половина диска гораздо интереснее и воспринимается лучше, чем первая. Неплохие аранжировки, скрипки, гитара и саксофон придают песням особый колорит. К тому же голос у Демидыча высокий и красивый, правильно звучащий на всех высоких и низких тонах. Правда, есть один минус - отсутствие характерной узнаваемой окраски. Надеюсь, Демидыч за это замечание на меня не обидится…
И, наконец, буквально два слова о диске "Цветочница" Вадима Куземы. Этот автор-исполнитель живет в Германии, а его песни носят оттенок лирической ностальгии. Голос и манера исполнения напомнили мне украинца Гарика Кричевского, который мне очень симпатичен. Я бы сказал, что Кузема неплохой исполнитель с обычным, довольно высокого тембра, голосом, а сам диск в целом слушается хорошо. Но не все песни равноценны. "Право на лево", "Страна безродная", "Цветочница", "Ночная жизнь" и "Вторая роль" - самые, на мой взгляд, удачные. Остальные упоминать не буду. Кстати, я не понял, почему украинская фамилия поющего по-русски автора написана на диске латиницей, а название CD кириллицей. Должно быть, издержки западногерманского производства.
Альбом "Я на свободе" давнего и широко известного исполнителя шансона Анатолия Днепрова, на одном из первых концертов которого я побывал еще в конце 80-х: он только что прибыл из Штатов, вернулся на Родину после временной эмиграции.
Что тут скажешь? Диск сработан очень профессионально. Тембр голоса Анатолия практически не изменился за те 15 лет, что он работает в Москве. Поет Днепров с некоторым надрывом. Кому-то такая манера пения нравится, кому-то - нет, но и голос, и песни всегда берут за живое. Особенно хороши его баллады: "Осень", "Два дождя", "Только дома", "Ах, как жаль". Последняя песня не новая: я ее слышал раньше, но это нисколько не умаляет впечатления - вещь прекрасная, к тому же по-новому прозвучавшая. Еще одна старая песня - "Еще не вечер" сделана теперь в цыганском стиле, очень темпераментно и задорно. Рука мастера-профессионала, Музыканта с большой буквы особенно чувствуется в последней вещи - бонус-треке "Одна секунда после смерти". Очень душевная баллада.
Весьма хорош и новый диск моего доброго знакомого, автора - исполнителя Сергея Трофимова - того самого Трофима, который ранее выпустил несколько удачных компактов под общим названием "Аристократия помойки". Новый альбом он назвал "Бард - авангард", и это вполне соответствует представленным на нем композициям: по текстовому, от умного до заумного, содержанию и музыкально-ритмическому оформлению. Шансонный авангард - это, конечно, песни "Посвящение Шопенгауэру", "Самарский реггей" и "Мата Хари". Последняя весьма занятна: любопытная и очень неглупая вещица, для которой Сергею удалось найти характерный " шпионский " мелодический строй. Плюс содержание, в котором причудливо переплелись атмосфера военных лет и современные понятия - такие, как "паленая водка" или "обменный пункт". Вообще тексты Трофима всегда неординарны и умны, зачастую с тонким загадочным юмором, который, впрочем, заставляет не хохотать, но задуматься. Да и в музыкальном отношении все песни не похожи одна на другую, и это здорово: диск не приедается, когда слушаешь его от начала до конца. Хочется отметить разноплановость тем. Тут и веселая песенка о голубых "Любовный треугольник", очень ритмичная, с характерной шансонной мелодией, и "Эмигрантский романс" - со староэмигрантским налетом. Великолепная лирическая песня "Голуби" и слегка приблатненная "Запричитала мать" - про зэка. Озорная и острая "Сантехник"… В общем, за исключением 2-3 вещей диск получился интересным и достаточно (то есть в меру) юморным. Да другого, собственно, от такого профессионала, как Трофим, я и не ждал.
Далее новый компакт-диск Виктора Петлюры "Судьба". Сразу оговорюсь, что это не тот Петлюра, который несколько лет назад погиб в автомобильной катастрофе. Альбом "Судьба" в целом оставляет хорошее впечатление, хотя, как это нередко бывает у авторов-исполнителей, не все песни равнозначны по содержанию и музыке. Кстати, Виктор только сочинил музыку, а тексты всех песен на компакте написаны другими авторами. Его мелодии прекрасно сочетаются с текстами и даже усиливают их смысловую нагрузку. Скажем, песня "Последний рейд" своим темпом и быстрым ритмом очень точно передает стремление военной машины с бойцами прорваться сквозь огонь из засады чеченских боевиков. А, скажем, в песне "Сердце материнское" размеренный ритм и душевная мелодия еще ярче подчеркивают драматическое содержание: сыновнюю любовь к матери, горе, в которое вверг ее сын, совершив преступление, а теперь просит мать простить его. Очень неплохие песни "Зачем невесты" и "Мчится карета" с "народными", как указано на обложке, словами. Но я бы хотел особо выделить "Борькину любовь", "Судьбу" и "Цвела акация". Слова первых двух написал И. Танч - кто это, на альбоме не указано и никаких благодарностей автору за отличные стихи не выражено. В целом же великолепный диск, который я горячо рекомендую всем любителям шансона.
Ну и в заключение о первом сольном компакт-диске относительно нового в этом жанре и весьма интересного автора-исполнителя Евгения Рыбакова "Авторитет", названном по заглавной песне. Евгений этим, по-видимому, хотел обозначить шансонно-приблатненную направленность диска. Однако, по моему мнению, это несколько иной стиль - типичный шлягерный шансон без уклона в блатняк. Диск в целом от этого не только не пострадал, но даже выиграл - получился очень и очень неплохим. Некоторые песни, такие, например, как "Окно нашей юности", "Тебя я больше не целую", просто великолепны, с какой стороны их ни рассматривай. Хорошо звучит голос Евгения, хорошо сочиненная им же музыка - берущие за сердце мелодии, мастерски поддержанные, что особенно важно, звучанием "живых" инструментов: гитары, трубы и особенно тенор-саксофона, словно влезающего в душу слушателя. Тексты песен написаны разными людьми, все они романтической направленности, а со смысловой точки зрения их объединяет ностальгическая печаль по тому, что ушло и никогда больше не вернется ("Окно нашей юности", "Посвящение ресторанным музыкантам", "Сорок лет", "Я тоскую по дворам", "Прости-прощай" и другие). Это шансон высшей пробы. Что касается аранжировок, то в отличие от песен многих исполнителей шансона, которые слабоваты в этом отношении, произведения Евгения Рыбакова за редким исключением аранжированы на славу. Вообще первые семь треков на диске получились удачными. Остальные пять - так мне показалось - в чем-то сходны друг с другом в музыкальном отношении, хотя тексты, повторюсь, очень хорошие. Все, кто любит неблатной шансон, получат от диска огромное удовольствие.
Недавно в продаже появился третий и самый значимый в творчестве автора и исполнителя Алексея Степина диск. Кстати, моего хорошего знакомого.
Я впервые услышал Алексея на совместном концерте в Казани (кстати, его исторической Родине) и подумал: ему бы толкового продюсера да еще хорошего поэта-песенника! То, что он пел тогда, мне показалось несколько сыроватым, лишенным единого стилистического стержня, однако заложенный в исполнителе мощный потенциал был очевиден. Примерно в то же время я слушал его дебютный диск "Не плачь, Анюта" (1996). Конечно, на нем были несомненные хиты вроде "Долюшка-доля", "Мальчиши-крепыши" или "Казань" - их крутили по радио, но в целом впечатление от альбома было чуть смазанным. Правда, дебюты редко бывают абсолютно гладкими. Второй диск - "Гули-гули", к сожалению, мне в руки не попал, но вот третий - "Дорога да гитара" меня порадовал. Заметно, что Алексей в отличие от исполнителей - "штамповщиков" не стал использовать прошлые удачные наработки, но в то же время мотивы новых песен перекликаются со старыми. Это объяснимо: они родились в долгих скитаниях по стране - не самая плохая, согласитесь, школа для исполнителей русского шансона!
Судьба у него и в самом деле непростая. Как откровенно рассказал мне сам Алексей, после первых двух альбомов у него был "странный" период. Он не жил, а скорее прожигал жизнь. Нет, никаких наркотиков и особого пьянства не было. А было существование на острие ножа. То, что Степин родом из Казани, многое объясняет. Он привык к ясным и четким понятиям, порядочности и жизни без лжи. А судьба словно испытывала его на прочность - знакомые оказывались негодяями, предала любимая женщина, негде было жить, с работой нелады… С четырьмя рублями в кармане и на снятой ужасной квартире он будто сорваался с катушек. Начались скитания, он оказывался в разных городах и часто не знал, где будет ночевать и что будет есть. Дрался у ночных ларьков, пил с бандитами и проститутками, влезал в немыслимые авантюры. Его забирали в милицию, пытались зарезать, обокрасть… Но зато в перерывах между отчаянными поступками он много писал. Стихи записыввались на газетных клочках, а в голове вертелись обрывки новых мелодий. Бесшабашный период грозил затянуться надолго, но Алексей понял, что Господь не может вечно защищать и спасать. И озарение пришло. Его поддержали очень достойные люди, он освободился от бесполезной любовной зависимости, ну и наконец снова стал ездить на гастроли. Поэтому в альбоме "Дорога да гитара" нет лжи и лицемерия, но есть настоящие истории, есть невыплаканная боль, гимн свободе и настоящей любви.
С точки зрения музыкальности собранные на диске песни выше всяких похвал. Сочиненная Алексеем Степиным музыка в аранжировке Владимира Бородина оставляет очень приятное впечатление. Прежде всего мелодичностью, хорошим и разумно выверенным ритмом. Некоторым диссонансом, пожалуй, звучит песня "Джипарик", которая по оформлению напоминает попсовую штучку для тинейджеров. Ну да ладно, она не делает погоды, и потом, кому-то наверняка понравится. Зато остальные вещи - такие, как "Озеро лебедей", "Дорога да гитара", "Матушка", "Волчонок", "Жиганская душа" - будут, не сомневааюсь, хорошо приняты любителями шансона.
Что касается смыслового оформления, то здесь в нескольких песнях есть небольшой разброс. Так, великолепная в музыкальном плане песня "Озеро лебедей" слегка проигрывает текстом. Бесконечно повторяемый рефрен "Ты меня не отдавай…" к концу песни набивает оскомину. Хотя, подозреваю, такое повторение неслучайно: под нее можно танцевать, она явно адресована молодым. А вот в песне "За свободу" найдены очень удачные смысловые ходы, интересные умные сравнения, естественные и жизненные сочетания слов. Уместна здесь и прекрасная гитарная поддержка, хорошо сработана аранжировка. Точно также и в балладе "Матушка": душевные слова отлично сочетаются с красивой мелодией. "Волчонок" - впечатляющая зарисовка из жизни полудворовых-полубездомных пацанов, смело выполненная талантливым художником. Правда, это, наверное, о тех давнишних пацанах, потому что о нынешнем поколении беспризорников так тепло уже не скажешь…
Ну а заглавная песня "Дорога да гитара", помиио того, что она мелодически тщательно выверена, а потому притягивает слушателя, несет мощную смысловую нагрузку в развитии: парня, героя песни, унижает прокурорская дочка, которую он любит, но в нем просыпаются мужской характер и воля, и он дает девчонке достойный отпор. Эта песня, исполненная Алексеем Степиным в Санкт-Петербурге, вызвала настоящий фурор: радиослушатели начали заказывать ее на местном радио "Шансон" по нескольку раз в день. А уж если слушатель голосует за какую-то песню, значит, она этого заслуживает. К сожалению, московские радиостанции этот поистине народный хит пока игнорируют, а жаль!
В общем, Алексей заметно вырос, известность к нему уже пришла. Чувствуется, что ему жалко времени на былую ерунду. Сейчас он пишет красивые лиричные песни и работает над альбомом "Дорога да гитара - 2", успел провести в Казани фестиваль "Легенды шансона" и теперь уже сам продюсирует интересного исполнителя, создавая для него интересные композиции. Это приятно, потому что именно на таких людях держится жанр.

© Константин БЕЛЯЕВ, 2002-2003 гг.


 
 

 К главной странице

Кто был - тот не забудет. Кто не был - тот, возможно, будет...


© I.Efimov, V.Kovtun